fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Россия недоступная: когда нам дадут свободу передвижения?


Ушиблены не только ширью, но и адскими ценами

Цены на железнодорожные билеты в плацкартные вагоны взлетели в два раза. Пока речь идёт о подорожании на два месяца — июнь и июль. Но, вспоминая фразу Венедикта Ерофеева, «кто поручится, что наше послезавтра не будет хуже нашего позавчера»? Глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов объяснил подорожание билетов в плацкарте тем, что перевозчику необходимо обновлять составы. Также причина роста цен кроется
в сезонности.



regnum_picture_15592415696432186_big


На самом деле, и первое, и второе объяснение подорожания плацкарта выглядят несерьёзно. Железнодорожная дорога в России — и без того не самое дешёвое удовольствие. Недавно я ехал поездом из Москвы в Петрозаводск за четыре тысячи рублей. И ехал, прямо-таки скажем, не в самом обновлённом вагоне. Хотя дороги-то — всего 10 часов.

Касательно же сезонного роста, то это называется проще — по законам дикого капитализма: спрос рождает предложение. Тогда, когда людям надо ехать по России, железнодорожники планируют на этом нажиться.
Где тут справедливость?


Проблема, впрочем, намного шире. Николай Бердяев, философ, как и Ницше, весьма популярный для цитирования, когда-то писал: «Русская душа, ушибленная ширью». Вся Россия ушиблена ширью. Век за веком наши предки осваивали колоссальные территории, заселяя то, что для жизни в принципе казалось невозможным и непотребным.
И вот — мы мирно завоевали одну шестую суши. Однако знаем ли мы теперь Россию? Можем ли её познать?
И способны ли в принципе нормально передвигаться по ней?




regnum_picture_1559243782434969_big


Брянская область. Небольшое село. Люди вынуждены ждать автобуса два часа на разваленной остановке. Повезёт — приедет, а дальше станет трястись по ухабам, точно калечный. Это ли наша доступность?

А вот человек собрался лететь в Крым, посмотреть наконец-таки красоты и прелести того, что стало нашим.
Из Иркутска, к примеру, лететь. Самый дешёвый билет в один конец — от 25 тысяч рублей.

Или человек, наслышанный о величии Байкала, решил совершить обратный маршрут. Ещё 25 тысяч. А как быть с великолепным Петропавловском-Камчатским, где все 40−50 тысяч отдать надо? И опять же — сезонность.


Железные дороги связали Россию. В этом состоит их главное предназначение — сделать страну доступной для каждого, обеспечить свободу передвижения. В советское время, собственно, так и было. За небольшие деньги ты мог лететь из Калининграда во Владивосток. Или перемещаться по «железке» из Благовещенска в Волгоград. Денег бы хватило ещё и на то, чтобы выпить и закусить. Потому что транспорт был доступен.

Сейчас всё иначе. Авиакомпании превратились в бизнес-структуры, выкачивающие из населения деньги. Хочешь-не хочешь, но заплатить придётся. А ещё при случае и получить порцию унижения в свой адрес. Чего только стоят легендарные сказы о сервисе компании «Победа».

Железнодорожники в принципе не имеют альтернатив. Они монополисты. Сколько захотели, столько и запросили. Да, сервис, да, удобство, но при этом сколько старых составов, сколько хамства? И главное — если одна структура контролирует движение, то может ли она не считаться с населением?


Подобное создаёт существенные трудности. Взвинчивает цены. Напрягает людей. Ограничивает перемещение.
В общем, делает жизнь сложнее. Потому что путешествие из Чебоксар в Сочи напоминает героический вояж
из древнегреческих летописей. Только, пожалуйста, доберись.


Россия всегда отличалась ширью, и та действительно определяла сознание каждого живущего в ней человека. Однако стремление к доступности каждой точки нашей великой страны, сжатию разрывов, ощущению компактности
в голове — одно из приоритетных направлений в улучшении жизни россиян.

Ведь уверен, познай каждый из нас страну, мы бы любили её крепче. Потому что Петропавловск-Камчатский или бухта Тикси — это не точка на карте и не редкое упоминание в новостях, а часть родного, того, что должно быть доступно, что должно компактно умещаться и в головах, и в географии.

Но можно ли быть в своей стране своим в полной мере, если ты не в состоянии добраться до её частей? И тут не только ушибленность ширью, но и таран гигантскими ценами. Россия, почему ты так недоступна?



regnum_picture_15592438524524150_big

Помните известное стихотворение Николая Курилова, прославленное Алексеем Балабановым и Сергеем Бодровым — младшим в культовом фильме «Брат 2»?

Я узнал, что у меня
есть огромная семья:
И тpопинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое —
Это всё моё, pодное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!

Так вот, действительно, хорошо бы наконец узнать свою Родину, если не колосок, то хотя бы поле. Свободно и доступно перемещаться по рекам и небу, по городам.

Но то, что происходит сегодня с железнодорожными и авиабилетами, — это беспредел и диверсия, это издевательство над гражданами, которых, по сути, заставляют чувствовать себя чужими в собственной стране.


И данный вопрос должен быть подчинён не законам уродливого рынка (нормального у нас, простите, нет), а национальным интересам. Только так. И пусть подобное кажется утопией — соглашусь. Однако если вы не стремитесь к ней, то рискуете жить исключительно в антиутопии. Впрочем, мы уже в ней. Как вам — нравится?

Подробности: https://regnum.ru/news/society/2638879.html?fbclid=IwAR2_3jwSm22AujpVmLskQR8zeXy_nwh4sK7U5zSbj8fnLFQApfE1gFWxL0w
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

Tags: Общество, Россия, Транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments