fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Кто такие трудные дети?

Теги Школа
Быть человековедом, или Не навреди!

Не стыдно любить ученика, который учится легко, играючи, схватывает всё на лету и не доставляет учителю забот. Стыдно не любить того, кому каждый шаг, начиная с самого первого, даётся тяжко, потому что требует одоления собственной природы, помноженного на издержки не лучшего домашнего окружения.

У меня всегда была установка (присяга детям, торжественное обещание себе): если ребёнок не захочет идти в школу из-за меня, - уйду сама. Скажете, хватила через край? А зачем?
Просто помню фразу, сказанную воспитательницей в детском саду бесстрастным, холодным тоном.

Мы работали на одной группе, и Т. И. была вдвое старше меня. Однажды она произнесла в адрес наших малышей: «Я их не просто не люблю – я их ненавижу».  От её слов и тона, каким они были сказаны, повеяло чем-то таким чуждым для меня, что мороз пошёл по коже….

Это было самое трудное время за всю мою практику. Второй кадр – это «барышня», назвавшая детей дураками.  Вот это и определило навсегда моё отношение к подготовке педагогических кадров и тщательному отбору их в профессию.
Но и любовь к детям должна быть деятельной. Выполняя свои обязанности, я изучала их проблему, собирала материал, сделав это темой своей методической работы. Прежде всего, надо было знать своих учеников, их проблемы и возможности.

Кто эти дети? Почему они выделены в отдельный класс?
О них я и хочу рассказать. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) и «трудные» дети должны составлять контингент коррекционных классов.
«Трудные дети».
Под этим термином подразумевается конфликтное состояние ребёнка, порождённое неприятием каких-то установок: социальных, школьных, семейных. Причины отклонения в поведении трудных детей многообразны.
1. Общественная и трудовая пассивность семьи.
2. Свободное время как средство бесцельного времяпрепровождения.
3. Недостатки и ошибки в общественном воспитании (телевидение, интернет, радио).

Повлиять на эти причины учитель не имеет возможности. А вот знать недостатки в школьном и семейном воспитании, избегать их самим и помочь в этом родителям – необходимо каждому учителю.


Недостатки в семейном воспитании.

1.  Переоценка истинных способностей  ребёнка.
2. Ошибочное мнение родителей о том, что «счастливое детство – без трудностей».Здесь надо вспомнить, что основная база (мелкая моторика) закладывается в возрасте от 3 до 6 лет.
3. Стремление родителей всё лучшее дать детям.
4. Ложное мнение родителей о том, что школа воспитывает детей целиком и полностью.
5. Неправильное отношение  к оценке знаний ребёнка. (Здесь может помочь аргументированный разговор с родителями).
6. Полное отсутствие знаний детской возрастной психологии.
Недостатки в школьном воспитании.

1.  Стремление сломать  сопротивление  ученика педагогическим давлением с помощью угроз, наказаний и жалоб родителям.
2. Поверхностное знание учителем мотивов поведения ученика.
3. Конфликтные отношения родителей с учителем и детей с учителем.
Это категорически недопустимо, но, к сожалению, имеет место и даже достаточно часто.
4. Злоупотребление словесными методами воздействия.

И, наконец, предпосылки негативизма у детей.
1.  Конфликт между сознанием и поведением.
а). Конфликт между личным и социальным опытом.
б). Конфликт между потребностями и возможностями («хочу – нужно»).
в). Неравномерность формирования личности.
г). Отставание в общем развитии, вызванное болезнью или другими неблагоприятными обстоятельствами.

2. Всяческое проявление нестандартности ребёнка, которое делает его странным в глазах учителей и детей.
3. Аномалии наследственности.
4. Возрастной негативизм. В его основе лежат неудачи в игре, в трудовом действии, в учёбе.
а). Дефицит общения.
б). Стремление избежать неприятностей, связанных с неудачами в деятельности и в отношениях.
(Так называемая «оправданная ложь).

Условия, необходимые для организации работы, дисциплины.
1). Учитель должен быть добрым и требовательным.
2). Учитель должен любить детей за то, что они дети.
3). Учитель должен хорошо знать ребёнка и особенности его возраста.
4). Учитель должен глубоко знать свой предмет, быть увлечённым, по-хорошему пристрастным к своему делу.
5). Учитель должен в совершенстве владеть организационной стороной процесса обучения.

Причины нарушения дисциплины по вине учителя.
а). Одна и та же схема урока в течение года.
б). Происшествия на перемене, о которых не знает учитель и возмущается.
в). Отвлекающие факторы (шум в коридоре, интересные события за окном).
г). Естественная утомляемость.
Если строить свою работу, сообразуясь с этими требованиями; если призвать себе в помощь замечательный опыт лучших Учителей прошлого и настоящего, то можно надеяться, что дети перестанут быть  «трудными».
Сухомлинский: «Выпрямить душу такого человека – одна из наиболее трудных задач воспитателя; в этом самом тонком, самом кропотливом труде происходит, по существу, главное испытание по человековедению. Быть человековедом – значит не только видеть, чувствовать, как ребёнок познаёт добро и зло, но и защищать нежное детское сердце от зла».

Вот такие требования предъявляет педагогическая наука к учителям в их работе с трудными детьми.
  И само собой разумеется, что такую работу нужно проводить в специально выделенных классах выравнивания, в которых облегчаются условия для работы с трудными детьми.

Это и небольшое количество детей в классах, что позволяет наиболее эффективно осуществлять индивидуальный подход. Это и облегчённая программа. Это возможность проводить с детьми коррекционные уроки и консультации.

Такие классы должны быть под опекой всей школы и в первую очередь оснащаться всем необходимым.
Плохо, что нарушения начались в первый же год моей работы в коррекционном классе: вместо положенных 8-9 детей нас стало 16…

Tags: Особенности психики, Ошибки школы, Семья, Трудные дети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments