
До некоторой степени предшественником советской модели можно считать немецкий подход, введённый Отто фон Бисмарком в 1881 году. Однако и его система не охватывала всё население.
После Октябрьской революции большинство российских врачей заняли по отношению к новой власти выжидательную, а то и враждебную позицию, считая (возможно, в силу укоренившейся в интеллигентской среде пропаганды) пришедших большевиков временщиками и грабителями.
Ситуацию переломило создание летом 1918 года Народного комиссариата здравоохранения. Его первым главой и стал Николай Александрович Семашко. Изменение отношения большей части русских врачей к советскому правительству после организации Наркомздрава объяснялось возросшим доверием специалистов медицинских профессий к новой власти и её намерению укреплять государство и заботиться о народном здоровье.
Централизация и единая система здравоохранения, разработанная в советском государстве, была невиданной в мировой практике. С октября 1917 года по февраль 1919 были достигнуты важные результаты в деле здравоохранения.

Особенное внимание уделяли медицинские реформы вопросам материнства и детства, была создана сеть специализированных детских поликлиник, детская смертность, бывшая бичом царской России, постепенно преодолевалась. Если в 1905 году из каждой тысячи умерших две трети приходилось на детей до 5 лет (по данным, которые приводит в своей книге «Россия в цифрах» (1912 г.) Н. Рубакин), то уже с начала 20-х годов эти числа заметно снижались.
На повышение численности населения страны была направлена также профилактика заболеваний и устранение изначальных причин их возникновения — как медицинских, так и социальных. Сам Семашко особенно выделял необходимость предоставления трудящимся нормальных жилищных условий.
Одна из его работ называется «Пролетарская болезнь туберкулёз», и это понятно: большое число бедного городского населения было вынуждено проживать в подвалах и бараках, без элементарных санитарных условий. Только в течение Первой мировой войны от туберкулёза среди гражданского населения умерло 2 000 000 человек, к 1913 по всей России насчитывалось всего 43 противотуберкулезных диспансера и 18 санаториев, для больных предназначалось менее 1000 коек. В 1913 смертность от туберкулеза составляла 400:100 000, в 20-е годы заболеваемость снижалась, ко времени вступления СССР во Вторую мировую войну она упала в пять раз — до 80:100 000.
Наркомздрав уделял живое внимание вопросам социальной жизни и обеспеченности людей: кроме жилищных факторов, важными для здоровья стали считаться и прочие условия жизни населения. Этот подход определил появление ряда инициатив, например, развитие системы фильтрации воды в больших городах.
Из других мер можно выделить обязательное оснащение крупных производственных предприятий, которые усиленно создавались по всей стране, медицинскими частями, где не только оказывали неотложную помощь, но также занимались профилактикой и лечением профессиональных заболеваний и направлением работников в оздоровительные санатории.

Под руководством Наркомздрава активно разрабатывались и внедрялись вакцины от самых опасных и распространенных заболеваний, дети и взрослые прививались в обязательном порядке, благодаря чему эпидемии были сведены на нет.
Реформы в сфере здравоохранения позволили уже к середине 30-х годов изменить российскую медицину, значительно улучшив её. Забота о развитии советского здравоохранения включала и заинтересованность молодёжи в получении профессии врача.
Развивались университеты и научно-исследовательские институты, которые вводили новые методы борьбы с болезнями, Советский Союз был одним из мировых лидеров по производству лекарственных препаратов для массового потребителя.
Реализованная система здравоохранения обеспечила появление нескольких поколений квалифицированных специалистов, граждане СССР получали качественную, оперативную и совершенно бесплатную медицинскую помощь.
Товарищ Семашко не был единоличным создателем системы, которую часто называют его именем. Но будучи ответственным исполнителем государственной линии, он стал одним из тех людей, без которых не может быть осуществлена ни одна, даже самая прекрасная идея.
Страшный вал пропаганды, ударивший в горбачёвскую перестройку и по советской медицине, муссировал штамп о том, что бесплатное не может быть эффективным. Успех этой пропаганды привёл к постепенному сворачиванию системы советского здравоохранения, продолжающемуся до сих пор.
Источник: https://regnum.ru/news/polit/2318307.html
Отсюда