fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Category:

Глашатай «Красного реванша»

Пространное, острое и весьма содержательное интервью с Сергеем Кургиняном, опубликованное в «Литературной газете», вызвало широкий резонанс и на сайте нашего издания, и в соцсетях. Отреагировали на яркую публикацию в «ЛГ» и те, кого принято относить к «лидерам общественного мнения», представители разных (порой антагонистических) социальных групп.

Леонид Гозман, политолог, общественный деятель:
177f422a431803375de50b86f2bae170
Сергей Кургинян – один из немногих людей с «кремлёвской стороны», которые искренне верят в то, что говорят. Он в течение многих лет не менял свою позицию и своих убеждений, что не может не вызывать к нему уважения.

 Ещё больше я его зауважал, когда увидел, как он, не раздумывая, дал в морду типу, допустившему националистические высказывания.

Наконец, Кургинян резко выделяется из длинного ряда защитников идеи диктатуры и восстановления, или, как говорит Сергей Ервандович, реставрации СССР в том или ином виде, ещё и потому, что он умный и в высшей степени образованный человек.

Единственное сомнение вызывает собранный Кургиняном митинг на Поклонной горе, – он не мог не знать, каким образом свозились туда целыми автобусами «бюджетники»…


С его концепцией «красного реванша» я категорически, стопроцентно не согласен, хотя, разумеется, я не против того, чтобы дух был выше «низменного». Уверен, именно либеральная идея и есть попытка того самого прорыва вверх,
о котором говорит Сергей Кургинян.

 Никакая система не может унифицировать людей, хотя это пытались сделать тоталитарные режимы – и коммунизм, и фашизм. Люди – не деревянные солдаты Урфина Джюса, они разные, и живут они по-разному, и думают по-разному.

 Да, при либеральной системе мораль и этика тоже могут оказаться под ударом, но сама система организации либерального общества подталкивает человека к нравственному, моральному, этическому выбору. Тоталитарная система такого выбора не даёт: там, где все должны жить одинаково, должно быть полное единомыслие, никакого выбора нет.


Конечно, и при коммунистической системе были по-настоящему высокоморальные, свободно мыслящие люди, – и семья Сергея Кургиняна, судя по тому, что он о ней говорит, тому примером. Но это было не благодаря, а вопреки системе.

Рассуждения Кургиняна о «красном реванше» можно и нужно обсуждать, как можно и нужно обсуждать любые идеи. Но мои возражения здесь не только по сути.

Сергей Кургинян предлагает решение, но не говорит о процедуре принятия этого решения. В конце концов, кто решает, что русский народ, как гиперэтнос, должен быть «имперскообразующим» народом? Кто принимает решение о «модерне» или «немодерне», как о пути развития России?

Получается, сам Сергей Ервандович или правильное, усвоившее его концепцию руководство страны. Мне же кажется, что люди все решения, в том числе, и о стратегии развития своей страны, должны принимать сами, а иного, кроме демократии, такого совместного принятия решений человечество не придумало. В демократической системе тот же Сергей Кургинян и его сторонники могут пропагандировать свои взгляды, идти на выборы, доказывать свою правоту в дискуссиях.


И каждый из нас, не меньше, чем Сергей Кургинян, имеет право решать и думать по-своему. При диктатуре, прошлой или будущей, к которой призывает Сергей Ервандович, это невозможно. Именно потому, что никто не имеет божественного права решать за человека, я не могу согласиться с концепцией Кургиняна.

Уверен, что Россия должна стать светским, либеральным и демократическим государством, где у всех будет полная возможность отстаивать свою точку зрения.


Владимир Мамонтов, генеральный директор радиостанции «Говорит Москва»:
a2f6747f027acc1723c6c631aed5f799
Сергей Кургинян – без всякой иронии, великий человек, он построил свой мир, в котором есть черты знакомого нам мира, и в этом «другом мире» Кургинян – хозяин. Он может переделывать его, исследовать, развивать, и это очень интересный опыт, достойный изучения, точно так же, как безмерно талантливый создатель этого мира достоин уважения.

Многое из того, о чём говорит Сергей Кургинян, я не разделяю, но со многим могу и согласиться. Безусловно, согласен с ним в оценке роли Владимира Путина, пришедшего на свой пост в тяжелейшие для нашей страны времена, и поистине спасшего Россию.

Не знаю, можно ли назвать меня сторонником «красного реванша», о котором говорит Сергей Кургинян. Но то, что я сторонник реванша – это правда. Этот реванш – в моей душе. Почему? Да потому, что я тоже был не раз обманут.

Меня обдурили – нет моей страны, нет огромной державы, которой мы так гордились, и идея вернуть эту державу, пусть и в новом качестве, меня привлекает. Так что я тоже – реваншист.

Я русский человек, и очень хочу добра всем нам, хочу, чтобы моя страна возродилась в прежнем величии, чтобы в неё вошли все ушедшие от нас народы. Чтобы вошли – сами, без принуждения, зная, что здесь, в России, им будет хорошо и свободно.

Но эта моя страна, о возрождении которой я мечтаю, отличается от той, о которой говорит Сергей Кургинян, – она более «травоядная», мягкая, в ней нет «ревущих широт».

Сергей Кургинян – удивительно яркий, фантастически талантливый человек, это один из умнейших и образованнейших людей нашего времени. Даже когда он говорит то, с чем я не соглашаюсь, – он говорит это искренне, с верой в идею.

Сергей Ервандович очень точно ощущает вкус, цвет, запах – и суть времени. Он вовсе не романтический мечтатель-фантаст, его концепция опирается не только на глубочайшие знания постулатов и аксиом, но и на огромный жизненный опыт, – и столь же огромный опыт российской и общечеловеческой истории.

Я был на митинге на Поклонной горе, видел, как люди слушали Сергея Ервандовича. И было ощущение, что мы, стоящие на ледяном ветру люди, – единое целое, что мы не толпа, мы – народ. Да, кого-то привозили на тот митинг казёнными автобусами, но мы-то пришли сами, никто нас на Поклонную за кушаки не тянул.

Именно потому, что мы – народ, мы хотим сами вершить свою судьбу, идти своим путём. Уже за одно это ощущение единства можно сказать Сергею Кургиняну спасибо.

Захар Прилепин, писатель:
7c2fae422b224bcee3a5a54dc54fd118
Сергей Кургинян – в высшей степени образованный, обладающий огромным жизненным опытом человек, знающий историю и прекрасно ориентирующийся в философских учениях.

По моему разумению, он говорит не столько о «реставрации», сколько о реванше, то есть, о возвращении социалистических ценностей, о превосходстве духа над низменным, и о свободном человеке как необходимом условии поступательного развития России, которая действительно может стать примером для всего мира.

Безусловно, ничего из сказанного Кургиняном в этом отношении не вызывает у меня никакого отторжения.

Знаю, что у Сергея Ервандовича строгое отношение к «левакам», и его никак нельзя сравнить, скажем, с Кантором или Лимоновым, хотя и они тоже называют себя «левыми».

Как человек левых социалистических убеждений, я надеюсь, что эти мои убеждения вполне совпадают с идеалами Сергея Кургиняна.

Кургинян заново открывает нам Ленина и Маркса, и говорит об актуальности их учения. Это особенно важно при не прекращающихся попытках некоторых политиков и философов изобразить чужеродность левых идей для России.

Такие попытки вызывают у меня только раздражение, – уверен, что именно левые социалистические идеи больше всего подходят нашей стране.

В Сергее Кургиняне я особенно ценю умение видеть истинную подоплёку и суть событий и явлений, обнаруживать исторические закономерности. У него свой, особый способ философского мышления, он внимательно исследует опыт прошлого, мастерски препарирует действительность, ищет и находит пути в будущее. Можно только гордиться тем, что мы – современники этого умного и глубокого политика и философа. 

Всеволод Чаплин, протоиерей, настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот, член Общественной палаты Союзного Государства России и Беларуси.
1f85100071c56ce5848ed364d7779319
С большим интересом ознакомился с интервью Сергея Кургиняна «Литературной газете», и мне созвучно многое из того, о чём он говорит.

Признаюсь, раньше я не был близко знаком с концепцией «красного реванша», хотя мы давно знакомы с Сергеем Ервандовичем, не раз общались, и я участвовал в организованном его движением «Суть времени» митинге против «перегибов» ювенальной юстиции.


Согласен с тем, что многие в России остро чувствуют утрату империи, утрату исконно русских территорий, в том числе нашего древнего центра – Киева.

Но нам сегодня надо говорить не о реванше, а о восстановлении нормы, которая сегодня нарушена.

Всё-таки два раз в одну реку войти невозможно – нельзя восстановить во всех частностях ни Российскую империю, ни государство, которое мы потеряли в 1991 году.


Можно и нужно говорить о необходимости восстановления единства разделённого народа, о восстановлении империи, – вместе с идеей мощной собственной модели развития, которую мы можем предложить миру.

Мы должны взять максимум лучшего и из опыта Российской империи, и из опыта Советского Союза. В этом я полностью согласен с Сергеем Кургиняном, как и в том, что у нас есть наш, российский исторический опыт развития, – в отличие от объявленных универсальными «ценностей» индивидуализма, ростовщичества, торгашества.

Братство, справедливость, коллективизм, приоритет общего над частным, – вот наши ценности, которым пытаются противопоставить идею «атомизации» личности, эгоизма, потребления материальных благ как якобы цели существования человека.

Когда христианство пытаются встроить в потребительскую культуру, оно изменяет себе, превращается из соли земли и света миру – в товар на полке супермаркета. И, между прочим, наши споры с греческими «обновленцами» касаются не только принадлежности канонических территорий на Украине.

Греческий религиозный истеблишмент, содержащийся на деньги Вашингтона и Брюсселя, а также правительства в Афинах, сегодня страшно боится оказаться в противоречии с потребительской экономической системой.

Иерархам выкручивают руки «хозяева» из-за океана и из Евросоюза, побуждают проводить реформу православия по образцу «либеральных ценностей», следование которым на деле ведёт к разрушению веры, к разрушению человека.
Заменить христианскую веру культом «золотого тельца» – вот истинная цель всех этих «реформ».

Только Святая Русь может противостоять этой вакханалии, осуществив христианские идеалы в праве и политике. А значит, только Россия способна предложить миру новый путь развития, и только Россия, основываясь на вере и историческом опыте, может создать нового человека, о котором говорит Сергей Кургинян.

Настоящий новый человек – не результат американского «плавильного котла», но и не результат «новой исторической общности людей, советского народа». Об этом новом человеке сказано ещё в Новом Завете: человек должен стать новым творением во Христе.

Не следовать греховной реальности мира, но показывать возможность жить по законам веры и настоящей свободы – свободы от ложных потребительских целей, навязываемых людям рекламой и маркетингом. Вот наш путь.

И мы не можем не видеть попыток превратить христианство в этакую «развлекаловку», поместить его в нишу расслабляющей «духовки», где-то между астрологией и йогой,

Нам надо изменить мир любовью, а не подлаживаться под привычные грехи. И не случайно в своё время мы вместе с Сергеем Кургиняном боролись против ювенальной юстиции, основанной на непризнании нормальной семьи.

Нам пытаются навязать представление о семье и семейных ценностях, как об отжившем своё институте. Ведь именно семья оказалась препятствием для тех, кто внушает людям систему ложных ценностей: живи один, не нужно детей, меняй пол, потребляй ненужные тебе товары и услуги, наслаждайся, как хочешь, а когда заболеешь или постареешь, – воспользуйся таким «благом цивилизации», как эвтаназия. Вот такой «образ счастья» рисуют нам наши оппоненты. Но на деле это – образ смерти.

С интересом ознакомился и с идеями Сергея Кургиняна о предлагаемой им политической системе. Я всегда выступал за формулу младороссов – «царь и советы». При этом представительная власть формируется снизу вверх, без политических партий и московской «тусовки», и сочетается с сильной персонифицированной властью пожизненно избираемого, а не наследственного императора.

Это – в традициях Восточной и Западной Римской империи, в отличие от наследственных монархий Европы.

Несомненно, идеи, высказываемые Сергеем Кургиняном, достойны широкого общественного обсуждения, и очень хотелось бы, чтобы на многочисленных ток-шоу мусолили не одни и те же темы, но обращали бы внимание и на такие мировоззренческие, важнейшие для судеб народа и страны вопросы.



Источник

Tags: Кургинян, Политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments