fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Педагогическая страничка - 4

Начало
Конец всему делу венец - 2.

Думаю, мало кто доволен состоянием дел в нашем образовании. Но у нас появился шанс изменить его в соответствии с нашими представлениями - то есть к лучшему. Совсем скоро (12 июля) состоится II Съезд Родительского Всесоюзного Сопротивления. Очень надеюсь, что на Съезде будут обсуждены важные проблемы, приняты основополагающие решения. Например, о проведении Всероссийского референдума. А это значит, что каждый гражданин должен быть готов к участию в нём. Какой мы хотим видеть нашу Школу?
Чтобы помочь заинтересованным людям определиться с выбором, я и выкладываю материалы с опытом работы по лекалам советского образования. Сравнивайте, делайте выводы, определяйтесь.
Содержание реферата с подразделами, графиками и диаграммами полностью здесь я приводить не буду. Просто расскажу о том, что получилось сделать за четыре года.

Из 16 детей к моменту перехода в пятый класс осталось 14. Особенности учеников подталкивали к поиску индивидуальных методов обучения. Некоторые из этих особенностей у ряда детей совпадают, что позволило условно выделить несколько групп ребят для наглядного анализа.
1 группа. 5 учеников.
В целом уровень  развития детей ниже среднего. Ребята пришли из школ как «необучаемые».
2 группа. 5 учеников.
Общий уровень развития несколько выше, чем у детей 1 группы.
3 группа. 5 учеников.
Детям,  пришедшим к нам в 3-4 класс,  невозможно дать  оценку их  уровня развития на начало обучения.
Вопрос к учителям этих ребят: почему держали детей по 2-3 года, если их уровень развития и обучаемости определяется в 1 классе? 
Особняком стоит один ученик, пришедший в 3 класс выравнивания. За два года обучения он сделал резкий скачок в развитии – до уровня выше ученика обычного класса.

Характеристика групп.
1 группа.
Для этих учеников наиболее характерно рассеянное внимание, отсутствие способности к волевому усилию, повышенная утомляемость, что проявлялось в низкой работоспособности. Труднее всего было удержать внимание именно этих ребят. Прежде всего, на них были рассчитаны многочисленные игровые приёмы и максимально частая смена деятельности на уроке.

Для этих детей огромным стимулом в работе являются поощрения в любом виде, а любые неудачи (неверный ответ, ошибка, помарка) способны отбить желание работать и даже спровоцировать нервный срыв, что побуждало меня тщательно подбирать задания по силам каждого. У них слабо развито чувство ответственности, и поэтому они нуждаются в постоянном контроле учителя и (особенно!) родителей. 


Для примера. Миша совсем не говорил со мной, только смотрел преданными и одновременно испуганными глазами. С детьми общался шёпотом. Поначалу на уроке я не обращалась к нему с вопросом. А когда обратилась, то глядя в его умоляющие (о пощаде?) глаза, сказала:

«Ты правильно подумал, молодец!»,- и погладила его по головке. Через пару месяцев он читал стихи на школьном празднике таким звонким голосом, что сорвал самые громкие аплодисменты.
Это была наша с ним победа: у меня – над его неуверенностью в себе, а у него – над собой.


У троих детей этой группы способность к волевому усилию доведена до нормы. Хорошо поддавалось коррекции внимание, восприятие. Труднее всего именно в этой группе поддавалось развитию логическое мышление (сравнение, анализ, синтез, обобщение). Эти дети затруднялись в выборе действия при решении составных задач и задач на смекалку.

Программу 1-4 эти ребята усвоили на уровне среднего ученика обычного класса, что, на мой взгляд, является для них пределом. Усвоение программного материала в специальных условиях - из-за того,  что развитие психических процессов не достигало нормы.

2 группа.
Дети этой группы отличались более высоким развитием внимания, памяти, волевых усилий, более высокой трудоспособностью.
Ярко выраженного «западения» психических функций у них не наблюдалось. Особенности детей этой группы заключались в нежелании идти на контакт с учителями и детьми.

Завоевать их доверие стоило мне большого труда. Но завоёванное доверие стало рычагом для преодоления в детях страха из-за неуверенности в своих силах.  Эти дети сформировали наиболее благополучное ядро, на которое я опиралась в своей работе. Учебную программу именно они освоили с лучшими результатами: один – без троек, четверо – 1-2 тройки.
Выводы:
Дети 1 и 2 групп по данным  психических возможностей и уровню усвоения программного материала способны обучаться в 5 классе общеобразовательной школы.

Этот вывод может свидетельствовать о том, что:
а)  либо задержка психического развития в принципе поддаётся коррекции - до нормы, что явилось бы очень интересным результатом;
б) либо можно предположить, что задержки психического развития как таковой у этих детей не было, и причиной возникших у них проблем в учёбе явилась педагогическая или социально-бытовая запущенность.

Одна из моих учениц после двух лет обучения (в связи с переездом) была принята в 3 обычный класс. Закончила она начальную школу без троек. Это подтверждение того, что эти дети способны обучаться в обычной школе.
3 группа.
Эти ученики пришли к нам в 3 класс. По уровню развития группа неоднородна. У всех детей отмечалось  несоответствие уровня развития -  возрасту.  Причины попадания в коррекционный класс различны. Например, двухлетнее обучение в национальной якутской школе + ЗПР. У каждого ребёнка таких причин несколько. Эти дети требовали сугубо индивидуальной работы, поэтому оценка результатов может быть только индивидуальной.
Для примера. Алёша представлял собой тяжёлый случай педагогической и социально-бытовой запущенности, когда причины отставания в развитии уже не поддаются анализу.

У меня возникали оправданные сомнения в возможности и целесообразности какой-либо корректировки. Но на него повлияла благоприятная психологическая атмосфера нашего класса.  Она оказалась для него живительной – исчез негативизм.

Мало того, Алёша настаивал на своём обучении именно в нашем классе, отвергая все другие варианты обучения. Этим он обратил на себя моё заинтересованное внимание и дал  возможность выдвинуть ему мои условия. Необходимости в коррекции психологических функций не возникло. Вся работа была направлена на преодоление огромного отставания по Программе. Алёша закончил 4 класс без двоек. Однако налицо несоответствие уровня образования возрасту, поэтому Алёша был направлен в 5 класс коррекционной школы. Это пример того, как ребёнок с хорошими данными не в состоянии был их реализовать. Мы общались с ним на протяжении его учёбы. После окончания 8 класса он поступил в профессионально-техническое училище. Теперь он автомеханик. Всё у него в порядке: забегает иногда по старой памяти.


Ещё 2 ученика  по своей характеристике могли бы относиться к 1 группе, но из-за поздней диагностики ЗПР не смогли дать максимального по своим возможностям результата. Они тоже продолжили обучение в 5 классе коррекционной школы.

Отдельно надо говорить о Коле. По объективным обстоятельствам он продолжительное время не контролировался семьёй (родители после аварии долгое время находились в больнице), плюс перенесённая психологическая травма.

Про  безответственность школы и учителя я уже упоминала. Как говорится, мне бы только в глаза им посмотреть.


Мы с Николаем потрудились на славу. Он стал победителем школьной олимпиады по математике, а потом выдержал экзамен в математическую школу.

Некоторые советы по развитию психологических функций детей и ответы на вопросы - в следующий раз.

Tags: Выводы, Итоги, Коррекционный класс, Раздумья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments