fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Педагогическая страничка - 5

Начало
Об особенностях работы учителя в коррекционном классе.



Прежде отвечу на вопрос:

Для чего нужно затрачивать силы и средства государства  на «неспособных» к обучению детей?

1. Как минимум – для социальной реабилитации граждан в обществе. Как максимум – для полного развития творческих способностей каждого будущего гражданина.

2. Нет неспособных к обучению детей. Есть педагогическая и социальная их запущенность.
И это результат недобросовестной работы воспитателей и учителей, в том числе – и недоработка школы с семьёй. При необходимости я готова подтвердить это примерами из личного опыта.

Об особенностях детей я рассказала. А теперь хочу рассказать об особенностях работы учителя в классах выравнивания. В соответствии с поставленной целью,  для усвоения Программы 1-4 детьми с задержкой психического развития,  прежде всего, приходилось обращать внимание на развитие ослабленных психологических функций.

Для этого была разработана система коррекционных упражнений, позволившая мне воздействовать на детей целенаправленно и индивидуально.

Особое значение в этом смысле приобретала работа над развитием мыслительных процессов.

В частности, в эту коррекционную работу входили следующие упражнения:


1. На развитие анализирующего наблюдения  (установить закономерность, продолжить ряд, поиск недостающей в ряду фигуры).

2.  На формирование умственных операций отвлечения, сравнения, обобщения, а также накопление опыта практического обобщения  (найти фигуры одинаковые по цвету, форме, величине; игры «Танграм», «Пифагор»);
3. На формирование  последовательности мыслительных операций  (анализ и сравнение двух групп фигур,  выделение и обобщение признаков, свойственных каждой группе).

Поскольку процесс коррекции психологических функций должен быть непрерывным, к нему я подключала воспитателя группы продлённого дня и родителей, которым давала индивидуальные «домашние задания».

Учитывая то, что эти дети в общем развитии нуждались даже в большей степени, чем ученики обычных классов, я не старалась ограничить для них количество дополнительной информации.

Наоборот, с целью поднятия планки их интеллектуального потенциала  расширяла их кругозор, уделяя этому даже большее внимание, чем в обычном классе. Однако для этого приходилось использовать сочетание нового содержания с новыми формами. Например, логически связанная серия уроков и внеклассных мероприятий под общей темой по следующей схеме:


1. Кружок под руководством родителя-специалиста (по согласованию с администрацией).
2. Автобусная экскурсия - на заказ. (Или пешеходная прогулка – по теме)
3.  Интеллектуальная игра-праздник.
4. Обобщение темы  (на дому у одного из учеников).
Кроме развития кругозора это имело большое воспитательное значение, т. к. объединяло родителей, учеников и учителей, создавало положительный эмоциональный настрой.

Усложняло мою работу отсутствие специальной гибкой Программы для коррекционных классов, потому что Программу 1-4 мне приходилось постоянно корректировать, приспосабливать её к возможностям учеников, руководствуясь степенью усвоения детьми учебного материала. Приходилось «изобретать» и новые методические приёмы, которые я частично здесь описала.

Окончательные выводы из опыта работы в классе выравнивания такие.

1.      Вследствие некачественного отбора в класс выравнивания попадают дети с педагогической и социальной запущенностью, но не имеющие задержки психического развития. Я убеждена в том, что пробелы в знаниях не аналогичны задержке психического развития.
2.      Подобные (запущенные семьёй и школой) дети  по уровню психических возможностей и усвоению Программы (после обучения в классе выравнивания) могут обучаться в 5 классе общеобразовательной школы.
3.      Дети с задержкой психического развития программу 1-4 усваивают. Это значит, что в детском саду не занимались развитием психических функций у детей, что прямо предусматривалось Программой воспитания и обучения в детском саду.
4.      Их психические функции хорошо поддаются корректировке, но в определённых пределах. Возможно, потому, что упущено время.
5.      Хуже всего поддаются коррекции и не достигают должного уровня процессы мышления. Причина та же: упущено время.
6.      Исходя из этого, приходится констатировать, что обучаться такие дети могут только в специальных условиях классов выравнивания.
7.      Социальная реабилитация –  100%.
8.      Необходимо изменить название – классы выравнивания. Мы свой класс называли классом творческого развития.

Выпустив своих ребят, я взяла обычных первоклашек и оказалась в привычных для себя условиях без дополнительных нагрузок.

Tags: Коррекционная педагогика, Опыт работы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments