
Насколько я успел заметить, большинству советских людей присуще уважение к старости. Меня поразил также высокий уровень образованности всей советской молодёжи. Кого ни спроси – все учатся, конспектируют, делают выписки, получают отметки.
Меня бесконечно радуют советские дети. Я восхищён тем, что страна уделяет им столько внимания. Это очень мудро. О детях важно заботиться, потому что в них – будущее страны.
Внимание к женщине и к её ребёнку даёт ей моральную силу воспитывать достойных граждан СССР. В прошлое вместе с городовым и исправником ушли и классные наставники, которые были чем-то вроде школьного жандарма.
Этим летом на даче в Голицыно у меня перебывало в гостях много советских юношей и девушек. Это – дети моих родственников и знакомых, выросшие, возмужавшие за те годы, что меня здесь не было.
Меня поразили в них бодрость и безоблачность духа. Это – прирожденные оптимисты. Мне кажется даже, что у них по сравнению с юношами дореволюционной эпохи стала совсем иная, более свободная и уверенная походка. Видимо, это – результат регулярных занятий спортом.
Сейчас странно даже вспомнить о розгах. Чувство собственного достоинства воспитывается в советском человеке с детства. Те, кто читал мою повесть «Кадеты», помнят, наверное, героя этой повести – Буланина и то, как мучительно тяжело переживал он это незаслуженное, варварски дикое наказание, назначенное ему за пустячную шалость. Буланин – это я сам, и воспоминание о розгах в кадетском корпусе осталось у меня на всю жизнь…
Мне очень хочется писать для чудесной советской молодёжи и пленительной советской детворы. Не знаю только, позволит ли мне здоровье в скором времени взяться за перо. Пока думаю о переиздании старых вещей и об издании произведений, написанных на чужбине. Мечтаю выпустить сборник своих рассказов для детей.
Многое хочется увидеть, о многом хочется поговорить. После переезда в Москву я предполагаю побывать в музеях, посмотреть в театрах и кино «Господа офицеры» (пьесу, переделанную из моего «Поединка»), «Тихий Дон», «Любовь Яровую», «Анну Каренину», «Петра I». Обязательно съезжу в цирк, любителем которого остаюсь по-прежнему.
Даже цветы на родине пахнут по-иному. Их аромат более сильный, более пряный, чем аромат цветов за границей. Говорят, что у нас почва жирнее и плодороднее. Может быть. Во всяком случае, на Родине всё лучше!
А.И. Куприн. Москва родная. 1937 г.
Источник