fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Categories:

Чтобы помнили. Иван Лапиков.


"... рядом с актёром такой абсолютной психофизической правды необходимо было дотягиваться до его уровня".
/М. Ульянов/


Без названия


Иван Герасимович Лапиков  родился 7 июля 1922 г. в селе Горный Балыклей Царицынской губернии (ныне - Волгоградская область) в крестьянской семье. Учился в Сталинграде. В заводском Дворце культуры имени Ленина в самодеятельном струнном оркестре Иван с увлечением играл на балалайке, записался в драматический кружок.

Оттуда он уехал в театральное училище в Харьков, где сильны и живы были традиции искусства. Окончить Иван успел только два курса - началась война.

Лапиков был мобилизован в батальон, строивший противотанковые заграждения под Сталинградом.

В 1941-63 гг. - актёр Сталинградского драматического театра им. М. Горького. Он был молод, и первые роли его в театре - бессловесные. Великие говорили: "Тогда станешь актёром, когда вынесешь 300 подносов на сцену". И он выносил.

Играл в спектаклях "Старик", "Доходное место", "Идиот", "Бег", настойчиво учился у именитых актёров.

"Мы с Ваней познакомились в Сталинградском драматическом театре, Иван Лапиков- вспоминает вдова актёра Юлия Фридман. - Меня туда распределили после окончания Ленинградской театральной академии в 1947 г. Потом поженились. Родилась дочка. У Вани в ту пору в театре не было ярких ролей, но числился способным".

Лапиков всегда делал сам гримы для своих сценических героев. Потрясающим был его грим в "Царе Фёдоре Иоанновиче" А.К. Толстого...

В 1963 г. Лапиков уехал в Москву и начался его путь к вершинам кинематографического искусства. Его приглашал в свой театр Г.Товстоногов, но что-то не сложилось... В том же 1963 г. он вошёл в труппу Театра-студии киноактёра.

В кино Иван Лапиков специализировался на ролях простых людей из народа, рабочих и крестьян. Лапиков - мастер эпизода, ёмко и точно трактовал образы своих героев. Ему было уже за сорок, когда пришла настоящая известность, когда все открыли Лапикова.



Без названия (1)

Хотя, как позже выяснилось, он уже дважды снялся у Юрия Егорова. Но по-настоящему дело его славы сделалось, конечно, после фильма Алексея Салтыкова "Председатель" по сценарию Юрия Нагибина в 1964 г.

Ленинскую премию за главную роль Егора Трубникова получил Михаил Ульянов, а Иван Лапиков за роль его брата Семёна получил судьбу.




Братья-антиподы: один мучительно и неистово спасает-возводит колхоз, другой, разуверившись в пустопорожних обещаниях общего блага, окончательно отчаявшись, его покидает, собрав на подводу семью и нищий свой скарб. Одному подавай сплочённый коллектив и энтузиазм созидания, хоть и на развалинах, другой если и верит кому, то только себе, своим мослатым ухватистым рукам.

Михаил Ульянов позже признавался, что как партнёр Иван Лапиков был и радостен ему, и в определённом смысле страшен. Страшен, потому что, играя рядом с актёром такой абсолютной психофизической правды, необходимо было дотягиваться до его уровня. "Такие актёры будто "тянут" тебя, помогают подняться "выше".

Спустя два года, в 1966 г., на экраны вышла знаменитая драма режиссёра Андрея Тарковского "Андрей Рублёв". В этой картине Лапиков исполнил одну из центральных ролей - монаха Кирилла.



"Иван Герасимович Лапиков был совершенно не похож на "артиста", - вспоминает Николай Бурляев. - Выглядел простым, русским, добротным деревенским мужиком, случайно забредшим в джунгли кинематографической элиты.

К моменту, когда мы с ним познакомились на съёмках "Андрея Рублёва", за его плечами уже был ошеломляющий образ брата в "Председателе", с которым Лапиков ворвался в советский кинематограф. И всем без исключения было ясно, что в кино вспыхнула новая ярчайшая и самобытная планета.

И хотя в "Рублёве" у нас не было прямого партнёрства в кадре, не было общих сцен, мы замкнули между собой вольтову дугу благорасположения друг к другу, безмолвное не иссякавшее уважение от начала и до конца.

Такие же отношения сердечной природной привязанности были в "рублёвские" времена и с Николаем Григорьевичем Гринько, и с Анатолием Солоницыным - тоже совершенно непохожими на "актёров". Видимо, это и роднило всех нас.
Гений Тарковского предпочёл ваять свою "рублёвскую" кинофреску ликами русских мужиков, далёких от "актёрства".

Мы не часто встречались с Иваном Герасимовичем: несколько раз на гриме, в костюмерной, в тон-студии, в буфете, на премьерных показах "Андрея Рублёва", на банкете, в коридорах "Мосфильма", "Ленфильма", в поезде "Красная стрела", в Доме кино...

Я наблюдал за Лапиковым, за его отстранённостью от этого киномира, сосредоточенностью на чём-то своём, сокровенном, вглядывался в его "публичное одиночество" - скромное, неброское пребывание со своей сердечной тайной, со своей правдой на этой ярмарке кинематографического тщеславия, где окружающие из кожи лезли вон, чтобы хоть как-то выделиться.

У нас никогда не было доверительных, задушевных бесед. Он не рассказывал мне историю своей жизни, всегда оставаясь для меня загадочной русской душой. Великим и неповторимым русским артистом Иваном Герасимовичем Лапиковым".

Среди наиболее известных ролей Ивана Лапикова:

  • дядя Коля в фильме "Наш дом";

  • Борис Краюшкин в героико-патриотической драме Игоря Шатрова "Минута молчания";

  • старый чекист в приключенческом фильме "О друзьях-товарищах";

  • Панкрат Назаров в киноромане Краснопольского и Ускова "Вечный зов";

  • кузнец Жемов в дилогии "Юность Петра", "В начале славных дел";

  • старшина Поприщенко в экранизации романа Шолохова "Они сражались за Родину";

  • дед Василий в фильме "Возвращение Будулая";

  • старик-слепец в исторической драме "Борис Годунов",

  • генерал Ермаков в телесериале "Моя судьба"...


"Он был очень участлив к окружающим. - рассказывает Юлия Александровна Фридман. - Но и любил уединяться - уезжал отдыхать с удочкой на островок возле Волгограда, жил в палатке. Нас с Леночкой никогда не забывал: чуть какая возможность вместе с ним на съёмки поехать - обязательно брал. А во время работы всё равно замыкался в себе, никогда ничего не обсуждал.

Он очень гордился не столько разными государственными наградами и премиями, сколько медалью "За оборону Сталинграда" - сотни раненых переправил на рыбацкой лодке через Волгу в тыл, на другой берег. Тогда, во время Сталинградской битвы, не то что земля горела, вода полыхала".

Он умер 2 мая 1993 г. - на встрече с солдатами одной из войсковых частей у него не выдержало сердце. Лапиков не хотел ехать на эту встречу и отказал С. Ф. Бондарчуку, сославшись на нездоровье.

Но, увидев 1 мая 1993 г., как в Москве омоновцы избивают демонстрантов, сказал жене, что считает своим долгом хоть как-то помешать развязыванию гражданской войны в России. Сердце его остановилось во время выступления, и смерть эта была под стать всей его жизни - трудной, ответственной, порядочной и, в конце концов, счастливой...

Похоронили Ивана Герасимовича Лапикова на Ваганьковском кладбище в Москве.

На родине актёра, в селе Горный Балыклей, в 2002 г. был открыт музей Ивана Лапикова.
А в 2003-м в Волгограде, на доме 4 по Советской улице, где он жил больше 20 лет, установили мемориальную доску.



Источник


Tags: Иван Лапиков, Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments