fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Category:

Непослушные буквы.


«Ум у ребёнка находится на кончиках его пальцев».
/В.А. Сухомлинский/

У приятельницы внучка  после двух лет обучения в средней школе не умеет писать. Ручку держит щепоткой, закрывая кулачком строчку, буквы наползают одна на другую, каждую букву выводит как в первый раз. У ученицы 3 класса не выработан навык письма. Восполнить этот пробел - невыполнимая задача. Время упущено. Это скажется  на всех последующих этапах обучения и будет тормозить развитие ребёнка.

pic_61413e3f2df

Ещё недавно умение писать было основой всякого образования. В советской массовой школе умели учить первоклассников писать.  Учительница получала класс из сорока малышей, не знающих букв, и скоро они писали.



Красивое связное письмо разрабатывает мелкую моторику, тренирует руку, а через неё – мышление. Не упражняется рука – хуже развивается мозг.  В советских учебниках был текст и  это имело основополагающее значение  для  общей культуры мысли и речи.


x600_fc4c3710-c084-4535-971d-f33bb9c5269f
---

Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук детей младшего дошкольного возраста.

Проблема развития мелкой моторики ребёнка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

Движения руки человека не передаются по наследству, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего возраста с давних времён придавалось большое значение в народной педагогике, так как развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению.

Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесённых с ним движений, вовлекали ребёнка в выполнение действия по показу взрослого.

Занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. 


images palchikovye-uprazhneniya-850x567

Систематические игры по укреплению мелкой моторики рук способствуют:

  • развитию хватания;

  • развитию согласованных движений обеих рук;

  • развитию точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук;

  • формированию ручных умений (расстёгивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний);

  • развитию осязания;

  • развитию мышления и воображения.


В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным тестом («Сорока-Белобока»), развитию элементарных навыков самообслуживания (застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

В старшем дошкольном возрасте, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что центры в головном мозге человека, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимуляция мелкой моторики способствует активизации всех отделов головного мозга.

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: « Ум у ребёнка находится на кончиках его пальцев». Таким образом пальчиковые игры и упражнения, а также массаж характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школе.



pal-igra-300x225 images (1)



Развитие мелкой моторики пальцев рук возможно только в игровой деятельности, т.к. игра - ведущий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте.

В игре осознаются и закрепляются самые примитивные действия с предметами, конечно у ребёнка возникают трудности в освоении манипулятивной деятельности, в таком случае нужно не забывать хвалить ребёнка , создавая тем самым ситуацию успеха.

Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.

Как учим?

Показываем  действия руками ребёнка. Объясняем в какой последовательности их надо выполнять.

Игры: «Прячем ручки», «Спрячь в ладошке», «Что внутри?» (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы), «Непослушные колечки» (игра в пирамидку), «Забавные шнурки», «Пришей пуговицу».

В  раннем возрасте, кроме систематических игр с пальчиками, полезны занятия рисованием, лепкой.


images rebyonok-risuet-2



Малышам нравится рисовать красками и карандашами и заниматься лепкой из пластилина. Эти занятия тоже положительно влияют на развитие мелкой моторики.

Конечно, детей надо  познакомить с основными приёмами работы карандашами, фломастерами и кистями, со свойствами красок и пластилина.

Детям очень нравится повторять за взрослыми движения во время лепки.  Это способствует развитию согласованных движений рук ребёнка, а в конечном итоге развитию речи и мышления малыша.

И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребёнка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.

Продолжая занятия мелкой моторикой, мы подготавливаем детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.



Пальчиковые игры для малышей.


Tags: Культура письма, Советы родителям
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

Bestmielavinograd

July 10 2020, 21:35:12 UTC 3 months ago

  • New comment
Подумалось сейчас, что эти знания необходимы абсолютно всем, вот что уж если и добавлять к школьной программе.