fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Category:

Почему сегодня нет позитивной политики и не решаются общественные проблемы?

Если говорить грубо и в целом, то восточный подход к любой проблеме подразумевает поиск её источника в самом человеке. У вас бардак в государстве? Нет, в этом не виноват Чубайс, в этом виновато падение нравов, причём как общественных, так и ваших лично. Поэтому следует начать с их исправления. Например, при помощи процедур публичного сдирания кожи, с последующим посыпанием солью тела наказуемого и комментариями о том, почему это делается и в чём именно провинился тот, кого наказывают.

              Свёрнутая змея эпохи Шан
regnum_picture_15945154171730876_big
    Примерно так рекомендуется поступать согласно конфуцианской этике в Китае. Но сходным образом смотрят на любые проблемы и в Индии, и в Японии, и в других странах восточной культуры.

Общий постулат этих культур гласит: есть проблема? Ищи её истоки в себе и исправляй, а когда исправишь, то исчезнет и проблема.


Запад же в целом подходит к решению проблем прямо противоположным образом. Есть проблема?

Надо сразу понять, кто виноват и что делать, а потом начать решать проблему при помощи конкретных действий.


То есть причина проблемы ищется, прежде всего, не внутри, а снаружи. В частности, из-за подобного подхода в происходящих у нас в России ужасах до сих пор виноваты Горбачёв, Чубайс и далее по списку. Спора нет — они виноваты.

Однако, несомненно, характер сегодняшних вызовов стоящих перед Россией и человечеством взыскует именно погружения вглубь и исправления чего-то глубинного, а не внешнего.

Все же «обычные», внешние методы, к которым мы так все привыкли, просто не работают и начинают выглядеть согласно знаменитому анекдоту, когда человек, перед которым стоит задача достать с пальмы банан, на намёки о том, что надо подумать, взять палку и сбить его, отвечает, что надо не думать, а трясти.

Западное человечество издревле увлекалось востоком и восточной эзотерикой и в огромном количестве случаев проявляло, с точки зрения восточной культуры, полную дикость.

Так до сих пор такие «объекты», априори относящиеся к духовной сфере, как Грааль или загадочную страну Шамбалу, многие ищут не внутри, а снаружи. То есть реально пытаются найти Шамбалу, например, под землёй, а Грааль представляют в виде где-то находящегося реального артефакта. Всё это указывает на неописуемый уровень дикости, бескультурья и полной неадекватности.


regnum_picture_1594515377365208_big
Уильям Моррис и Эдвард Бёрн-Джонс. Видение Грааля Галахаду, Персифалю и Борсу. 1894


Спору нет, западный, деятельный подход дал очень многое миру, и я ни в коем случае не хочу сказать, что мы все должны погрузиться в коллективную медитацию или начать исправлять нравы с китайской свирепостью.

Но если «внешние» подходы, очевидно, не работают, то неужели не пора бы и подумать?  Причём подумать именно так, как это принято в рамках западной культуры, в которой есть традиции подобного «думания».

И я тут не имею в виду многочисленные мистические практики, которыми издревле наводнена западная культура, ибо обычно эти практики либо прямо пришли с востока, либо подверглись его сильному влиянию.

Я имею в виду такое всматривание внутрь, которое позволяет сначала обнаружить внутри себя желание менять реальность. А потом начать её изменять, что в целом не соответствует восточному подходу, который направлен на что угодно, но только не на изменение реальности.  Для которого самопознание, по большей части, ценно само по себе.

Казалось бы, марксизм — светская идеология, направленная на действие, строительство. Однако в середине XX века стало понятно, что и в рамках марксизма проблему буржуазности надо решать не только «снаружи», но и «внутри» человека.

В статье «Апология Компартии — молодёжи!» Пьер Паоло Пазолини утверждал, что единственный шанс для студенческого левого движения заключается в том, чтобы сделать «последний возможный выбор — накануне слияния буржуазной истории с человеческой — выбор в пользу небуржуазности.  Это возможно теперь только путём замены силы рассудка на основания, связанные с личными и общественными травмами. Это исключительно сложная операция, требующая «умного» самоанализа вне всяких условностей».
Пьер Паоло Пазолини                       
regnum_picture_159451538378065_big
Собственно, подобный «умный самоанализ» сегодня необходим и левым, и правым, и всем остальным.

Потому что, если вы боретесь с буржуазностью или с какой-то общественной проблемой, эта борьба заведомо будет проиграна, если сам субъект, то есть вы сами, внутренне желаете того же, что и ваш политический противник.


Именно на это указывает Пазолини. Если вы сами хотите разбогатеть, как Чубайс, то вы не только не сможете эффективно бороться с олигархами, коррупцией и прочими социальными заболеваниями, но и лишаетесь права даже этим возмущаться.

Если «низы» тоже хотят ездить на БМВ, то они никогда не победят.

Возможность политической победы любой благой и конструктивной силы полностью зависит от того, чего именно хотят те, кто её представляет.


Современная политическая борьба должна начинаться именно с анализа и смены внутренних установок, а не с известных классических политических действий и процедур.

Я более чем уважаю Маркса. Однако взятая им у буржуазных идеологов концепция классовой борьбы по факту провалилась. Да, идея о том, что капитал создаёт своего могильщика в лице пролетариата, во многом оказалась верной.

В доказательство этой верности мы видим современный Китай и в целом азиатские страны, которые действительно поднялись во многом благодаря тому, что западный капитал начал размещать там производства, развивая местные производительные силы.

Так-то оно так, но почему пролетариат не захочет того же, что и буржуа и непременно будет строить коммунизм? Ведь именно на внутреннюю буржуазность как пролетариата, так и других классов общества справедливо указывает Пазолини.

И ведь в реальности в азиатских странах никаким коммунизмом даже и не пахнет, а строится обычный буржуазный социализм с азиатской спецификой.

По факту же для реализации коммунистического проекта Маркса понадобился не пролетарий с его интересами, а социальная общность, состоящая из людей с определёнными установками.

Такой общностью стал русский народ и русская революционная интеллигенция, которая была не чета нынешней.
О каких установках примерно идёт речь?


В знаменитом фильме «Чапаев» между комиссаром Фурмановым и Чапаевым состоялся следующий диалог:

«Александр Македонский тоже был великий полководец, а зачем же табуретки ломать?
— Македонский? Полководец? Кто такой, почему не знаю? Я всех великих полководцев знаю. Гарибальди, Наполеон, Суворов, а эт как… Македонский? Кто такой, почему не знаю?

— Его мало кто знает. Он жил две тысячи лет тому назад!».



regnum_picture_1594515389289794_big
Чапаев и Фурманов
Цитата из кф «Чапаев». Реж. братья Васильевы. 1934. СССР


Василий Иванович искренне возмущён, что не знает Александра Македонского. Именно это возмущение и то, что его питает, наряду с внутренней антибуржуазностью было необходимым свойством народа, благодаря которому удалось построить СССР.

Что же касается интеллигенции, то она была не антинародной, как сейчас, а совсем наоборот, и в этот самый народ шла. Тот же Фурманов почему-то не испугался, что Василий Иванович изрубит его на куски.

Но где сегодня Фурмановы и Чапаевы? Интеллигенция как прослойка в целом — антинародна, а народ спит и видит потребительские сны. Ну и о каком позитивном политическом движении можно говорить?

Без смены подобных внутренних установок может продолжаться только регресс, вплоть до окончательной погибели.

О решении «внешних» проблем путём «умного самоанализа», разумеется, говорил не только Пазолини. Об этом на Западе, прежде всего, говорило христианство.  В Евангелии от Луки сказано:

«Быв же спрошен фарисеями, когда придёт Царствие Божие, отвечал им: Не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «Вот, оно здесь», или: «Вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть».

О том, какое именно царство неприметным образом воцарилось в душах наших сограждан, интеллигенции и властной элиты в предперестроечный период, можно с лёгкостью судить по тому, что произошло после 91 года. Очевидно, не о таком царстве говорил евангелист Лука.
1. Человек и макрокосм.
Гравюра из книги Роберта Фладда. 1617                                                                2.
Портрет Оригена. 1584                                                            
regnum_picture_1594515397186896_normal                  regnum_picture_15945154042087290_big


Но эта логика соответствия внутренних устремлений людей и характера тех «царств», которые они строят и в которых живут, имеет гораздо более древнюю предысторию, чем христианство, и носит чуть ли не универсальный характер.

Эта логика базируется на древнейшей идее тождества микро‑ и макрокосма. О ней пишет в «письмах» философ-стоик Сенека: «Какое место в мире занимает бог, такое в человеке — дух, какое в мире — материя, такое в нас — тело».

О ней же говорит христианский философ Ориген: «Знай, что ты — иное мироздание в миниатюре, и что в тебе — солнце, луна и все звёзды».

Однако, согласно историку Евагрию Схоластику, учение Оригена было осуждено на Пятом Вселенском Соборе в 553 году.  И тут нужно отметить, что к идее тождества микро‑ и макрокосма христианство всегда относилось крайне настороженно, хотя и не могло полностью от неё избавиться. И у этого были свои основания.

Ведь такое тождество сильно отдавало языческим пантеизмом, возможностью слияния человека с природой и его пассивностью. Окончательную ставку на эту идею сделал Восток. Чуть ли не все восточные метафизики, так или иначе, имеют эту идею в виду, а самым совершенным её воплощением стала индийская йога.

Как ни странно, но настороженное отношение к различным погружениям вглубь человека в марксизме имеет ту же причину, что и в христианстве. Христианство провозгласило Бога-личность, который сотворил мир во времени.

Родовая сущность человека, по Марксу, реализуется только тогда, когда человек изменяет мир. Идея же тождества микро‑ и макрокосма ставит под вопрос личностные характеры бога и человека, а так же представление о стреле времени, без которых ни марксизм, ни христианство — немыслимы.

                Эрих Нойманн 
regnum_picture_159451540986858_big
  Однако, без понимания этой идеи практически невозможно адекватное прочтение любой древней литературы. Все страсти и мысли героев древности описываются не как частные чувства частного человека, а как абсолютные, воплощающие в себе те или иные представления о власти и мироздании.

Кроме того, эта идея часто встречается и в современной литературе и психоанализе. Так, например, выдающийся ученик Карла Густава Юнга психолог Эрих Нойман в своей книге «Происхождение и развитие сознания» проводит прямую параллель между стадиями развития человеческого индивидуума и человечества в целом.
Он пишет:

«Когда Эго начинает избавляться от отождествления с уроборосом (уроборос — свернувшийся клубком змей, кусающий себя за хвост. Символизирует цикличность жизни. — прим. авт.) и прерывается его связь с лоном, оно занимает по отношению к миру новую позицию.

Взгляд индивида на мир меняется с каждой стадией его развития, а трансформация архетипов и символов, богов и мифов является одновременно и выражением, и инструментом этой перемены. <…>


В результате мир становится двойственным. Бессознательная жизнь природы, которая является также и жизнью уробороса, сочетает в высшей степени бессмысленное разрушение с величайшей осознанностью инстинктивного созидания. <…>

Мир, воспринимаемый пробуждающимся Эго человечества — это мир матриархата, описанный И. Я. Бахофеном, с его богинями материнства и судьбы. Злая, пожирающая мать и добрая мать, щедро дарящая свою любовь, — две стороны великой уроборической Матери Богини, властвующей на этой психической стадии».

Я не призываю абсолютизировать идеи Ноймана и, более того, в целом отрицательно отношусь к психоанализу Юнга и считаю его теорию психотипов — сомнительной.

Кроме того, я солидарен и с христианством и марксизмом в их настороженности по отношению к идее тождества макро‑ и микрокосма. Однако без учёта этой идеи невозможно понять ни человека, ни культуру.

А причины всех сегодняшних проблем находятся не в экономике и политике, а в самом человеке. Что-то сломалось именно там. Поэтому-то сегодня нет таких человеческих типажей, как Фурманов и Чапаев, без которых никакая позитивная политика и изменение реального положения вещей невозможны.



Подробности: https://regnum.ru/news/society/3007778.html
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.


Tags: Аналитика, Общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments