fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Categories:

Интересные факты о петербургском метро.

Надо знать: Петербургский метрополитен (до июля 1992 года — Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина) самый глубокий, самый красивый, самый северный и самый западный метрополитен в России. 



v880_metro_piter



Строитель Дороги жизни и первые станции метро.

Иван Зубков - строитель Дороги жизни до войны возглавлял Строительство № 5 Наркомата путей сообщения, будущий Метрострой.  Он участвовал в проектировании и создании заделов для будущих станций первой очереди первой линии Ленинградского метрополитена: от «Автово» до «Площади Восстания».
Из-за начала войны строительство пришлось прервать, возобновилось оно только в 1946 году, но уже без Зубкова: строитель Дороги жизни погиб в авиакатастрофе за два года до этого.


116583823_1990448334420798_3043385250034205709_n 117126742_1990448374420794_4528498800238297488_n

Размывы и аварии.
Строительство метро в Ленинграде постоянно сопровождалось столкновениями с подземными водами и крупными авариями, из-за которых не удавалось построить целые станции, удлинялись перегоны, закрывалось движение, усложнялось строительство.

Самый знаменитый размыв случился между «Площадью Мужества» и «Лесной» в 1995 году, но всё началось ещё раньше: первое столкновение с подземными водами на этом участке случилось ещё при строительстве перегона в 1974 году. Тогда из-за подземных вод пришлось создавать обходные пути и укреплять тоннели, а на земле в итоге обрушилось несколько зданий.


116715486_1990448224420809_7015742058544656186_n



Через 12 лет про эту историю даже снимут фильм «Прорыв», где директора Метростроя играет Олег Борисов: там же один из героев предлагает замораживать тоннели жидким азотом (новинка по тем временам), так они и сделали. Это был первый подобный случай в мировой практике.

Другой герой фильма вспоминал аварию при строительстве метро «Автово». Правда, в реальности там были не снаряды и бомбы времён Великой Отечественной, а воды речки Красненькой. Тогда тоннель удалось укрепить, но в итоге станцию пришлось ремонтировать в конце нулевых.



116797095_1990448271087471_7336235501348679118_n


Парк Победы, крематорий и «горизонтальный лифт».

Во время войны на территории будущего Московского парка Победы находился крематорий, где производилось самое массовое в мире сожжение трупов. Осенью 1945 года тут заложили Парк Победы, а потом и одноимённую станцию метро.

1200px-Metro_SPB_Line2_Park_Pobedy_After_Renovation


Вместо строительства традиционного зала с массивными колоннами там было решено опробовать новый тип вестибюля, получившего название «горизонтальный лифт»: таким образом не нужно было отдельно строить вестибюль на платформе (тоннель всё равно скрыт от пассажиров), повышалась безопасность и уменьшалась стоимость строительства станции.

Станция «Парк Победы» была открыта 29 апреля 1961 года. В мировой практике это был первый случай строительства станции с «горизонтальным лифтом». Всего в Ленинграде было построено 10 таких станций. Последней стала «Звёздная», открытая в 1972 году.

116793846_1990448464420785_6468570604462668195_n v880_f265a6a36931


Тогда уже выяснили, что эксплуатация «горизонтальных лифтов» слишком дорога, для них нужны отдельные поезда со специально обученными машинистами (которые и сейчас получают прибавку к зарплате, если возят людей по линиям с «лифтами»). В итоге на смену станциям закрытого типа пришли односводчатые (вроде «Площади Мужества» или «Пионерской»).

v880_2714524908714458_a Без названия


Сейчас власти Петербурга в какой-то мере решили вернуться к идее «горизонтального лифта», обязав все новые станции оборудовать прозрачными стенами с дверями, как в парижском метрополитене. Но былого шарма у этого новодела, скорее всего, уже не будет. Увы.
Перспективный план развития метрополитена переделывают раз в пять лет. Кое-где это связано с изменениями в потребностях города, кое-где — со сложной геологической обстановкой.

Например, когда проектировали Московско-Петроградскую (синюю) линию, то была задумана станция в районе Марсова поля. Но в итоге выяснилось, что там не только нельзя что-либо построить, но и необходимо увести пути глубоко вниз.

Так появились так называемые «американские горки» в петербургском метрополитене, один из самых крутых спусков, который обычные пассажиры не замечают исключительно из-за мастерства машиниста, который правильно меняет скорость. Именно из-за геологии до сих пор нет ни одной станции метро в районе Пискарёвского проспекта и шоссе Революции.


И именно из-за размывов и подземных вод поезд между «Московской» и «Звёздной» идёт так долго. Хотя ходят легенды, что именно там находится некий подземный город. Откуда он там взялся и зачем, не знает никто.

Станций «Адмиралтейская» должно было быть две. Вторую — на Невско-Василеостровской линии — сейчас не представляется возможным построить. Во-первых, потому что для этого придётся останавливать движение на всём участке, во-вторых, потому что нельзя найти место для второго выхода (а по закону у каждой станции, даже в месте пересадки, он должен быть).
Станции-призраки и станции-мертвецы.
«Станциями-призраками» обычно называют ещё не открытые на уже работающем участке. Таковой была долгое время «Адмиралтейская». Она является самой глубокой в России (89 метров), и место для её верхнего вестибюля искали очень долго. И, пока шли поиски и строительство, пассажиры поездов, следовавших от «Садовой» до «Спортивной», видели полутёмный зал. Такой же долгое время была и станция «Обводный канал», для которой вестибюль строили слишком долго.

Без названия (1) Без названия (2)


Есть в Петербурге и станция-мертвец. С 1966 по 1977 год конечной на Кировско-Выборгской линии являлась станция «Дачное». Она была единственной наземной открытой станцией в городе — климат появлению подобных строений не очень способствовал — и изначально являлась временным сооружением, пока к юго-западу от неё строили вестибюли «Ленинского проспекта» и «Проспекта Ветеранов».

В 13:00 5 октября 1977 года из «Дачного» ушёл последний поезд, вскоре тут разобрали пути, часть вестибюля, а оставшуюся кирпичную коробку сейчас занимает МРЭО ГИБДД.

Tags: Метрополитен, Петербург
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments