fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Category:

Русская литература. Гоголь (1 часть.)


Н. В. Гоголь
1809-1852

«Мои мысли, моё имя, мои труды будут принадлежать России».

А. А. Иванов. Портрет Н. В. Гоголя. Масло. 1841
Н. В. "Имя молодого писателя Николая Васильевича Гоголя стало широко известным в 1831-1832 годах, после выхода в свет двух частей его книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Восемь повестей, из которых состояли обе части, представляли собой совершенно новое явление в русской литературе.

Со страниц этих повестей повеяло дыханием подлинной народной жизни.

Все эти произведения основаны на украинском народном творчестве, народных поверьях, сказках, песнях, а также личных воспоминаниях Гоголя об Украине.


Мрачное настроение в них перемежается с добродушным юмором и безудержным весельем, а реальная жизнь – с фантастическим вымыслом.


Ещё большее признание принесла Гоголю вышедшая несколько лет спустя его новая книга «Миргород», в которой очень ярко проявились новые черты замечательного талантливого писателя.

В изображении тихой и спокойной жизни  старосветских помещиков, наполненной трогательными заботами друг о друге и мелкими хозяйственными хлопотами, жизни пустой и бессодержательной, впервые смех Гоголя зазвучал затаённой скорбью.

Ещё грустнее был гоголевский смех в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Печальным аккордом звучат последние слова этой повести: «Скучно на этом свете, господа!».

Важное место в творчестве Гоголя занимает его цикл Петербургских повестей, в которых остро и ярко раскрываются противоречия современной писателю жизни. Особое значение имела повесть «Шинель» - гуманный протест против социальной несправедливости, в защиту «маленького человека».


Шинель. Акакий Акакиевич у значительного лица. Художники Кукрыниксы, 1951 год.

«Смех – великое дело, он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный – как связанный заяц», - писал Гоголь.

"Городничий". Рисунок неизвестного художника, подаренный, по преданию, Пушкиным Гоголю.
В комедии «Ревизор» власти губернского города принимают проходимца за важную персону, приехавшую проверять их работу.

Чиновники дают ему взятки и радуются тому, что обманули ревизора. Но вот все они стоят в знаменитой немой сцене в финале комедии, оглушённые и потрясённые случившимся.

И каждый из них в отдельности, и все они вместе предстают перед зрителем как пойманная на месте преступления шайка воров и казнокрадов, над которой великий писатель учинил публичную казнь смехом.

После премьеры «Ревизора» в Александринском театре в Петербурге на Гоголя обрушились обвинения в том, что он выдумал в своей комедии небывальщину, оклеветал честное русское чиновничество, государственную власть. Ему угрожали Сибирью и кандалами.


Известный актёр И. И. Лавров  рассказывает в своих воспоминаниях характерный эпизод из истории театральной провинции 40-х годов 19 века. Дело происходило в Ростове на представлении «Ревизора». Театр был набит до отказа. Спектакль почтил своим присутствием местный городничий. Уже при первых сценах ростовского городничего начало коробить. Едва кончился первый акт, как он взбежал на сцену и начал ругаться и кричать: как-де осмелились актёры стать соучастниками такого публичного пасквиля на начальство?! Разбушевавшемуся градоправителю попытались было внушить, что, мол, пьеса написана известным писателем Гоголем и что её представляют в столицах. Но он не унимался.  Уязвлённый градоначальник, по словам Лаврова, подал на актёров жалобу.

Ревизор.

Спектакль Малого театра.
Постановка народного артиста СССР Юрия Соломина



Ещё большую силу обобщения сатира Гоголя приобрела в поэме «Мёртвые души».

Продолжение следует.

Tags: Гоголь, Литература, Малый Театр, Ревизор, Спектакль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments