fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Category:

Живопись. Репин.


И. Е. Репин
(1844-1930)
"Запорожцы пишут письмо турецкому султану".


Автопортрет. 1878г

Однажды Репину  рассказали легендарный эпизод из жизни Запорожской Сечи о том, как  в 1675 году турецкий султан  Махмуд IV предложил запорожцам перейти к нему в подчинение. В ответ запорожцы направили султану послание, пересыпанное крепкими словечками с отказом: «Ты – шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люципера секретарь!» и т. д.

В 1880 году, во время своих поездок по Украине, где Илья Ефимович собирал материал для своих «Запорожцев», он писал Стасову:

«До сих пор не мог ответить Вам, а всему виноваты Запорожцы, ну и народец же!! Где тут писать, голова кругом идёт от их гаму и шуму; ещё задолго до вашего письма я совершенно нечаянно отвернул холст и не утерпел, взялся за палитру и вот недели две с половиной без отдыха живу с ними, нельзя расстаться - весёлый народ. Чертовский народ!  Никто на всём свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось».

А в письме Н. С. Лескову Репин так описывал «Запорожцев»:

«А знаете ли, я должен Вам признаться, что я и в «Запорожцах» имел идею… И наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъёмом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от  житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой.

Теперь это кажется устарелыми словами, но тогда, в  то время, когда целыми тысячами славяне уводились в рабство сильными мусульманами, когда была поругана религия, честь и свобода, это была страшная животрепещущая идея.

И вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума (это интеллигенция своего времени, они большею частью получали образование) усиливается до того что не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием».


Главной идеей «Запорожцев» и стала идея выражения вольного духа людей, объединённых «братскими узами», сообща и воюющих, и веселящихся; стихия жизнелюбия, неукротимая жизненная энергия. В картине Репину блестяще удалось то, что редко удаётся в живописи – передать смеющиеся лица.
repin-zaporozhcy

Исторический эпизод взят Репиным и как повод для изображения безудержного хохота. «Физиология смеха», - как определил это Игорь Грабарь. Репин представил едва ли не все оттенки веселья, для определения которых в русском языке есть множество синонимов. Люди покатываются со смеху, хватаются за бока от смеха, ухмыляются, скалят зубы, гогочут, хихикают, заливаются и т. д. Эта заразительность смеха снимает историческую дистанцию между легендарной стариной и событием, воспринимаемым как происходящее здесь и теперь.

"Репин как писатель", К, Чуковский.
И. Е. Репин "Далёкое и близкое".

Tags: "Далёкое и близкое", "Запорожцы", Репин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments