fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Литературно-музыкальный выпуск №1.


Г. В.Свиридов.

Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».

В 1964 году к  Георгию Васильевичу Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер В. Басов, приступавший к съёмкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести.

Свиридов,  очень любил и работу для театра и кино: она давала ему возможность воплощения конкретных образов и ситуаций, дисциплинировала необходимостью точно укладываться в заданный хронометраж.


Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным (1799—1837) в 1830 году, в золотую пору его творчества, оставшуюся в истории под названием «Болдинская осень» и давшую невиданную россыпь гениальных произведений, вылившихся из-под пера поэта как бы в одночасье.
Посетивший свое нижегородское имение Болдино, Пушкин вынужден был там остаться надолго в связи с объявленным холерным карантином. И в этом вынужденном уединении появилось огромное количество произведений разных жанров, в том числе — прозаических, известных под общим названием «Повести Белкина».

«Метель» - образец  великолепной, лаконичной и ясной прозы. Это небольшой рассказ о провинциальной девице, которая решила тайно обвенчаться со своим  избранником, так как для её родителей брак с человеком без состояния  был неприемлем. Но в планы безрассудных влюблённых  вмешалась метель и в итоге полностью изменила судьбы трёх человек.

Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб, а не столичных чиновников и аристократов, жизни, особенно близкой Свиридову, — вот что стало основным в его музыкальном решении.
Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением. Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни.

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Однако по жанру это именно сюита с присущими ей образными контрастами между соседними частями, притом с чертами концентричности в форме, в которой первые два номера в несколько изменённых вариантах зеркально повторяются в заключении.

Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами.
Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно “увидеть” (услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем. Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса Тройка.

Музыка Свиридова рассказывает  не о капризах природы. Этот номер иллюстрирует эпиграф к повести:
        Кони мчатся по буграм,                
Топчут снег глубокий.
Вот  в сторонке божий храм
Виден одинокий.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Чёрный вран, свистя крылом,
Вьётся над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в тёмну даль,
Воздымая гривы…

(Жуковский)
Настроение, душевные порывы этой музыки замечательно переданы в отрывке произведения еще одного великого русского классика Николая Васильевича Гоголя:

“И какой же русский не любит быстрой езды?  Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “чёрт побери всё!” – его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно чудное?

Кажется,  неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит:  летят вёрсты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес  с тёмными строями елей и сосен,  с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль,  и что-то страшное заключено в сём быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да лёгкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.

Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем – гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи”.


Этот литературный отрывок и музыка Свиридова дают характеристику русской души, русского характера. У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком, и виновница всех произошедших в повести событий вовсе не метель, а именно эта черта характера. Поэтому события, описанные в повести, так нам близки и понятны.

Продолжение следует.

Tags: Видео, Метель, Музыка, Пушкин, Свиридов, Тройка, Федосеев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments