fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Мещанство - социальное зло? (1 часть.)


«На пути создания культуры лежит болото личного благополучия».

А.М.Горький.
Кустодиев Б. М. "Купчиха за чаем", 1918 год.

Для начала расскажу о том, почему меня заинтересовала эта тема.

В поисках ответа на вопрос о собственной вине за распад Советского Союза пришла к необходимости сопоставить некоторые факты, случаи, встречи, впечатления из личного опыта жизни в советском обществе, которые бы указывали на приближение этой беды.

Оставляю в стороне происки внешних и внутренних врагов.  Их «драконьи зубы» упали на благодатную для роста почву, о чём последовательно и доступно рассказывает газета "Суть Времени".

«Взращивание потребителя в массовом масштабе было одной из конкретных целей информационно-психологической «воспитательной работы», которую Запад вёл против СССР. Начатая работа была успешно завершена уже на постсоветском пространстве».
Газета "Суть Времени", статья "Воспитательная работа", № 119.

Продолжу.

С трудом разыскала репродукцию картины, которая (по контрасту содержания с шедеврами живописи)  запомнилась ещё со школьных лет  как острая сатира, клеймящая безответственность некоторых людей, их обособленность от общего энтузиазма строительства и развития своей Советской Страны.





1393677060_kitaev004
Китаев А. А. "Родное дитё на периферию?", 1954 год.

Содержание картины – реакция семьи  на  то самое распределение после окончания вуза,  когда выпускник два или три года должен был  поработать там, где не хватает кадров по его профилю.  Причём с предоставлением жилья, которое оплачивает (как и полученное высшее образование) -  государство.

 Сегодня  о предоставлении такой возможности  молодёжь может только мечтать.

 Переосмысливая все свои  впечатления, пришла к определению явления – мещанство.

Что это за явление?

В русском языке слово «мещанство» кроме своего прямого значения - сословие мелкой буржуазии - приобрело и переносное, воплотившее в себе важнейшие черты данного сословия.

В 30-х годах в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова впервые отмечено переносное значение слова «мещанин», подразумевающее человека «с мелкими, ограниченными, собственническими интересами и узким идейным и общественным кругозором».

В 50-х годах  значение слова мещанство трактуется как «психология, идеология и поведение мещанина, обывательщина».

БСЭ:   «мещанами называют людей, взглядам и поведению которых свойственны эгоизм  и индивидуализм, стяжательство, аполитичность, безыдейность и т.п.» - и в заключение рекомендуется обратиться к статье «Мелкая буржуазия».

«Мелкий буржуа...  составлен  из    «с одной стороны»  и  «с другой стороны».  Таков он в своих экономических интересах, а потому и в своей политике, в своих религиозных, научных и художественных воззрениях. Таков он в своей морали, таков он in everything.  Он - воплощённое противоречие».
                                                                                                                Карл Маркс

О взглядах  собственника.

Обличителем мещанства вошел в мировую литературу А.М. Горький.

В своих художественных произведениях и критических статьях писатель раскрыл психологию, или
«строй души», как он назвал, современного ему мещанина.


В «Заметках о мещанстве» Горький писал:

«Мещанство - это строй души современного представителя командующих классов.
Основные ноты мещанства - уродливо развитое чувство собственности, всегда напряжённое желание покоя внутри и вне себя, тёмный страх перед всем, что так или иначе может вспугнуть этот покой, и настойчивое стремление скорее объяснить себе всё, что колеблет установившееся равновесие души, что нарушает привычные взгляды на жизнь и на людей».

Теоретическую разработку понятия «мещанство» продолжил А.В. Луначарский.


Он как бы объединяет основные направления в его исследовании и рассматривает мещанство как сословие и как специфическое психологическое состояние индивидуума.  Луначарский поднимает ряд важнейших проблем, ставших весьма злободневными в наши дни.

Развивая мысли К. Маркса и В.И. Ленина о противоречивости, двойственности мещанского характера,
он приходит к выводу, что  «те самые  две души»
мещанина  обусловливают

  «.. .с одной стороны - стремление к равенству,
с  другой - стремление возвыситься» и порождают в обществе,  где у «неимущего отнимается, а имущему даётся»,  два типа мещанина:

«агрессивного,  мечтающего о возвышении» и «тонущего», продолжающего «кричать о справедливости».

Именно эти качества мещанского характера использовали в свое время фашисты, идя к власти.

  Являясь по сути диктатурой крупной промышленно-финансовой буржуазии, фашизм в своей пропаганде апеллировал прежде всего к мещанской идеологии мелкой буржуазии и ловко манипулировал чувствами и настроениями мещанина как «агрессивного», так и «тонущего».


Современная буржуазная пропаганда добивается нужных ей результатов, умело играя на таких сосуществующих  свойствах  мещанской  психологии, подмеченных А. В. Луначарским,  как
индивидуализм и стадность.


Индивидуализм мещанина, построенный, по определению Луначарского, «на частном производстве, частной собственности и конкуренции», привёл к кризису личности в современную эпоху.





Tags: Горький, Китаев, Кризис личности, Луначарский, Мещанство, Обывательщина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments