fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Category:

Литературно-музыкальный выпуск-1 (6 часть)

Свиридов и Пушкин

Романс без слов

Кульминацией пушкинской повести "Метель" является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является “Романс”.

Оба отрывка – это диалоги. Они совпадают по эмоциональному настроению. Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.

“Я вас люблю, – сказал Бурмин, – я вас люблю страстно…” (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже). “Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно….

Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне ещё остаётся исполнить тяжёлую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…”.


– “Она всегда существовала, – прервала с живостью Марья Гавриловна, – я никогда не могла быть вашею женою…”.

-  “Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание … я женат!

Я женат, – продолжал Бурмин, – я женат уже четвёртый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь. Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал.

В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена".


-Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, – так это были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…”.

А вот тот же диалог в музыке.
По накалу эмоций и страстей “Романс” можно сравнить с симфонией. Несмотря на то, что отсутствуют главная и побочная партии, музыка звучит в развитии и движении, какие можно услышать лишь в крупных музыкальных формах:
-  Солируют скрипка и виолончель.
-  Солируют гобой и флейта, мелодия становится более взволнованной.
-  Музыка точно передаёт смятение  чувств  главных героев.
- Соло трубы звучит на фортиссимо, достигает своей кульминации.   Здесь слышатся боль и отчаяние человека, вынужденного отвечать за безрассудство молодости.
- Эмоциональный накал  спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой.
- Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешённо…



Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского,
дирижёр Владимир Федосеев.


Tags: Иллюстрации, Метель, Пушкин, Романс, Свиридов, Федосеев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments