fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Литература второй половины 19 века (1 часть)


Расцвет русского критического реализма.

Тургенев и Достоевский, Герцен и Салтыков-Щедрин, Некрасов и Островский, Лев Толстой и Чехов… . Кажется невероятным, почти чудом, что все эти крупнейшие художники слова были не только соотечественниками, но и современниками.
«Никто в Европе не создавал столь крупных, всем миром признанных книг, никто не творил столь дивных красот при неописуемо трудных условиях», - писал Горький.

На фотографии изображены И.А. Гончаров, И.С.Тургенев, Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович, А.В. Дружинин, А.Н. Островский.
Условия, в которых приходилось жить и работать русским писателям второй половины 19 столетия были действительно очень тяжёлыми.

Несмотря на то, что крепостное право было отменено в 1861 году, в стране, как и раньше, хозяйничали помещики.

А рядом с ними появлялось всё больше предпринимателей – буржуа, не менее жестоко угнетавших трудовой народ.

Хотя нараставшее недовольство народных масс, эхом отзываясь в широких слоях русского общества, усиливало демократическое движение, Россия по-прежнему страдала под гнётом царизма, который душил всякое свободное слово, живую мысль, духовно порабощал и калечил человека.

В обстановке неимоверного политического гнёта литература, по выражению Чернышевского, «сосредотачивала всю умственную жизнь народа» и всегда шла в авангарде освободительного движения. Как бы ни были различны взгляды русских художников слова, их всех объединяло стремление разрешить острые и жгучие вопросы, стоявшие перед русским обществом. В поисках ответа писатели обращались к самой действительности, изучали, анализировали её, настойчиво пытались разобраться в переплетении хорошего и дурного.

И они создавали произведения, в которых чрезвычайно глубоко, верно изображалась жизнь во всей её сложности и противоречивости, в её наиболее существенных чертах. Такие произведения называются реалистическими. Беспощадно правдивое изображение жизни было в ту эпоху связано прежде всего с критикой насквозь прогнившего самодержавно-крепостнического строя. Вот почему реализм 19 века получил наименование критического.
                                                                                               В редакции "Современника" три Николая : Некрасов, Чернышевский и Добролюбов.
В середине 50-х годов Россия переживала необычайно мощный общественный подъём. Царское правительство вынуждено было начать подготовку крестьянской реформы, вокруг которой развернулась идейно- политическая и литературная борьба. Интересы миллионов народных масс в этой борьбе выражали революционеры-демократы.

Эти «народные заступники», как называл их Некрасов, продолжая революционные традиции декабристов, были, в отличие от них, сторонниками крестьянской революции, «звали Русь к топору».

В. И. Ленин говорил о деятельности этих людей как о новом, втором этапе освободительного движения в стране.

Вождём революционных демократов был Чернышевский, а их журналом – «Современник», редактировавшийся Некрасовым.  Критическая дея
тельность Чернышевского и его ближайшего соратника Добролюбова способствовала проникновению в литературу передовых, освободительных идей, дальнейшему углублению и развитию реализма.

В атмосфере общественного подъёма, напряжённой идейной борьбы русскими писателями-реалистами было создано небывалое количество выдающихся художественных произведений:

«Война и мир» и «Анна Каренина» Л. Толстого;
«Преступление и наказание» Достоевского;
«Отцы и дети» Тургенева;
«Кому на Руси жить хорошо» Некрасова;
«Гроза» Островского;
«Обломов» Гончарова;
«Что делать» Чернышевского;
«Былое и думы» Герцена;
«История одного города» и «Господа Головлёвы» Салтыкова-Щедрина.

В этих произведениях, в полном смысле слова классических, наиболее ярко воплотились характерные черты русской литературы: высокие гражданские чувства, широта изображения жизни, глубокое раскрытие основных её противоречий. Беспощадно разоблачая угнетателей народа – помещиков, буржуазных дельцов, крупных чиновников, - русские писатели противопоставляли им людей труда, в которых ничто не убило лучших человеческих качеств: трудолюбия и самоотверженности, искренности и душевной чистоты.

С глубоким сочувствием изображались в русской литературе и те люди из имущих классов, которые тяготились своим существованием, стремились к какой-то иной, полной и осмысленной жизни.


Tags: 1 часть, 2 половина 19 века, Литература, Обзор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments