fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Литература второй половины 19 века. 2 часть.

1 часть

Шаг вперёд в художественном развитии человечества        


          скачанные файлы         
В 60-70-е годы в литературу пришёл новый отряд талантливых писателей-реалистов:
Н. С. Лесков, Н. Г. Помяловский, Г. И. Успенский.
В эти годы выступали и талантливые поэты-романтики: А. А.Фет, А. Н. Майков, Я. П. Полонский, но они были сторонниками так называемого «чистого искусства», и их творчество привлекало к себе меньшее общественное внимание.
Главенствующее положение русский реализм сохранял и в 80-90-е годы – сложную переходную эпоху, когда под напором развивающегося капитализма рушились вековые устои крепостнической Руси.

В это время продолжалась литературная деятельность Л. Н. Толстого,  создавшего одно из крупнейших своих произведений – роман «Воскресенье», Глеба Успенского, Салтыкова-Щедрина.

Огромную роль играл и журнал Некрасова и Щедрина «Отечественные записки», закрытый в 80-х годах после разгрома революционного движения народников.

В последние десятилетия 19 века выдвинулись новые литературные таланты: В. М Гаршин, Короленко и прежде всего Чехов.
Эти художники сумели увидеть и показать, что недовольство жизнью стало в России всеобщим, что протест зреет даже в душах маленьких, ранее униженных и забитых людей.

И ощущение, что «больше так жить невозможно» (Чехов), вызывало в творчестве писателей 80-90-х годов возвышенные, романтические предчувствия лучшего будущего.
                   
Некрасов, Гаршин, Короленко, Чехов
Эти предчувствия пронизывают наиболее зрелые рассказы и пьесы Чехова, они явственно ощутимы в повести Короленко «Слепой музыкант»,  в «Красном цветке» Гаршина и многих других произведениях. Чехов, Короленко, Гаршин в какой-то мере подготовляли революционный романтизм раннего творчества Горького, ставшего впоследствии основоположником социалистического реализма.

Заслуги критического реализма в России огромны, но  в  то же время ему была присуща и некоторая ограниченность. Писатели, жившие в эпоху, когда освободительное движение ещё не стало массовым, естественно не видели с достаточной ясностью, в каком направлении развивается жизнь. Поэтому они не могли указать читателям истинного пути, который привёл бы страну к избавлению от гнёта и насилия.

Вот почему даже лучшие их герои были большей частью жертвами жизни. Это можно сказать не только о так называемых «лишних людях»: тургеневском Рудине и Бельтове в романе Герцена «Кто виноват?», не только о чеховском Астрове, труженике и мечтателе, но и о суровом и непреклонном Базарове и даже о «народном заступнике» Грише Добросклонове, которому судьба готовила «чахотку
и Сибирь».

И сами писатели, подобно лучшим своим героям, страстно желали заглянуть в будущее, постоянно и настойчиво искали ответ на вопрос, как сделать человека счастливым, как помочь ему избавиться от гнёта и страданий. Их жизнь, полная глубоких раздумий, идейных кризисов, душевных драм, была настоящим подвигом. Но не только страстная идейность и глубина содержания отличали лучшие произведения русской литературы 19 века.

Крупнейшие русские писатели были подлинными волшебниками слова, каждый из них был, по выражению Горького, «воистину индивидуален».  Проза Тургенева, передающая тончайшие оттенки душевных переживаний;  смелые, неожиданные, подчас фантастические гиперболы сатир Щедрина; красочная, образная народная речь в поэзии Некрасова; внутренние монологи героев Л. Н. Толстого, раскрывающие тайны человеческой души; внешне незначительные, но меткие и выразительные детали новелл Чехова – все эти художественные открытия русских писателей-классиков обогатили мировую литературу и явились, как сказал В. И. Ленин о творчестве Толстого, «шагом вперёд в художественном развитии человечества».

Tags: Вторая половина 19 века, Литература, Обзор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments