fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Categories:

Литература. И. А. Гончаров.

Духовная гибель человека.

В 1859 году в журнале "Отечественные записки" был напечатан роман "Обломов". Номера журнала разошлись молниеносно. Романом зачитывались во всех слоях общества, он вызывал оживлённые споры. " Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление произвёл он на общество", - писал один из современников. Роман затрагивал многие наболевшие вопросы русской жизни крепостной эпохи. Автором его был Иван Александрович Гончаров.

Родился Гончаров в Симбирске в богатой купеческой семье. Когда он окончил частный пансион, родители отдали его в Коммерческое училище. Но мальчика больше всего интересовала литература. При училище была прекрасная библиотека. Там, забыв обо всём, он часами просиживал над книгами, запоем читал и даже пытался писать.

В 1831 году И. А. Гончаров поступил на словесное отделение Московского университета. После его окончания он служит чиновником в Симбирске, а с 1835 года – в Петербурге.  Быт и нравы провинциального и столичного чиновничества дали наблюдательному молодому человеку богатый материал для его будущих произведений.

Литературную деятельность Гончаров начал как поэт и автор романтических очерков и повестей, оставшихся совершенно незамеченными.
В 1847 году журнал «Современник» опубликовал первый роман Гончарова «Обыкновенная история», который сразу же принёс широкую известность молодому автору.

В этом романе Гончаров уже выступает как сложившийся художник слова, представитель школы критического реализма. В «Обыкновенной истории» Гончаров изображает Россию 30-х годов, показывает, как начинает ломаться патриархально-помещичья жизнь, как складываются новые буржуазно-капиталистические отношения.

Герой романа молодой Адуев жил в своём имении, ограждённый от всяких житейских невзгод. Он едет в Петербург искать счастья. Но там его наивные романтические представления сталкиваются с трезвой прозой жизни. Жизнь втягивает его в свой водоворот, заставляя стать дельцом и карьеристом.
С Адуевым происходит «обыкновенная история» превращения мечтателя, «романтика» в трезвого чиновника.

Белинский оценил роман Гончарова, как «страшный удар по романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» - этим порождениям крепостнического уклада жизни.

Следующий роман Гончарова – «Обломов» тоже посвящён дореформенной России. И если Адуев в «Обыкновенной истории» всё же стремится вырваться из обстановки затхлости и застоя, то герой нового романа – Обломов «заглохнул в дичи».


С необычайным мастерством нарисовал Гончаров на примере Обломовки ,имения, в котором родился герой, жизнь уездного барства, которое существовало за счёт труда крепостных крестьян.

Безделье, отсутствие всяких интересов и стремлений – вот что характеризует жизнь обитателей Обломовки. Десятки лет они дремали, ели, пили, и ничто не нарушало спокойного однообразия их жизни. Труд считался у них наказанием.

Таким же воспитывали они и молодое поколение. Илюша – живой жизнерадостный мальчик. Но все его попытки что-нибудь сделать с раннего возраста пресекались взрослыми. В результате он вырос совершенно неприспособленным к труду.   Обломов получил образование, которое открывало ему широкую дорогу в жизнь. Он даже мечтал служить России, «пока станет сил». Но лень и безразличие к жизни у него были столь глубокими, что все его благородные мечты остались неосуществлёнными. Он превращается в ленивца и байбака, труд для него тошен. Уже к началу действия романа Илья Ильич «свернулся, точно ком теста, и лежит», «обрюзг не по летам».


Обломов незаметно для себя порывает связь с обществом. Он отгоняет от себя всякие житейские заботы, снова и снова отодвигая важные дела «на завтра». Судьба Обломова была типичной для многих дворянских интеллигентов 40-х годов 19 века.  Его история – это история духовной гибели человека, незаурядные задатки которого подавлены крепостническим укладом русской жизни.

В своём творчестве Гончаров стремился показать, что разлагающее влияние крепостного строя сказывалось не только на поместном дворянстве, но и на других привилегированных слоях общества.

Так в романе «Обрыв» (1869) писатель, показав дилетанта от искусства, неспособного создать что-либо , - Райского, осудил обломовщину аристократических кругов дворянской интеллигенции.

Но, правильно критикуя дворянскую интеллигенцию, Гончаров в  то же время неверно изображает в этом романе демократическую молодёжь 60-х годов в лице другого героя «Обрыва» – Марка Волохова.

Его Марк Волохов – человек без моральных принципов, себялюбец  и  в сущности столь же никчемный, как и Райский.


Продолжение следует.


Tags: 1 часть, Гончаров, Литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments