fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Литература. Н. А. Добролюбов (1836-1861).

За светлое будущее, за счастье народное...

Молодое, выразительное лицо привлекает к себе глубоким, умным взглядом прекрасных глаз и доброй усмешкой решительного рта.
 Это Николай Александрович Добролюбов, о котором его знаменитый современник поэт Некрасов сказал:

Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.

Осенью 1856 года на страницах «Современника» появилась критическая статья об одном из русских журналистов 18 века  «Собеседник любителей российского слова», подписанная никому не известным именем: Н. Лайбов.

Так (сокращённо от Николай Добролюбов) подписал свою первую статью будущий великий критик, в то время ещё студент Петербургского педагогического института.


Через год, едва окончив высшее учебное заведение, Добролюбов стал постоянным сотрудником журнала «Современник».  В «Современнике» Н. А. Добролюбов работал сотрудником до своей преждевременной смерти, то есть неполных пять лет. Ведение раздела критики и библиографии, редакторская работа целиком захватили Добролюбова.

Он создал сатирический отдел в журнале под названием «Свисток», ставивший перед читателем наиболее злободневные вопросы. Здесь очень часто печатались острые сатирические стихи самого Добролюбова, который обладал незаурядным поэтическим даром. Критические статьи Добролюбова были особенно популярны. Читатель полюбил в них смелую, острую постановку самых животрепещущих вопросов современности.


Выход очередного номера «Современника» ожидался передовыми русскими читателями с огромным нетерпением.  Свежие, ещё пахнувшие типографской краской номера журнала жадно расхватывались революционно настроенной молодёжью и поспешно раскрывались на страницах, подписанных уже всем теперь знакомой фамилией молодого публициста.

Огромное значение в развитии русской критики имели статьи Добролюбова:

«Что такое обломовщина?» (о романе Гончарова «Обломов»),

"Тёмное царство" (о драматургии А. Островского),


«Луч света в тёмном царстве» (о пьесе А. Островского «Гроза»),

«Когда же придёт настоящий день?» (о романе Тургенева «Накануне»).

В них Добролюбов, анализируя художественное произведение, подвергает критике и саму жизнь, которая в нём отражена, её общественные основы.

Добролюбов страстно изобличает «тёмное царство» купеческой России, показанной в пьесах Островского, а в статье «Что такое обломовщина?», определяя героя романа Гончарова как типичного представителя дворянства, критикует дворянско-помещичий уклад.

Как подлинный революционер-демократ, горячо преданный родине и любящий свой народ, Добролюбов был прежде всего борцом за свободу. Его мировоззрение полностью совпадало с передовыми идеями века – стремлением к уничтожению крепостного права и самодержавного гнёта, борьбой за личную свободу и человеческое достоинство.

Пропагандировать свои взгляды Добролюбов мог только через литературу, в которой видел силу, способную в художественной форме отразить наиболее передовые идеи века и тем самым пробудить народное самосознание, вызвать к жизни «великие силы, таящиеся в народе».

Основными требованиями Добролюбова к литературе были реализм и народность. По его мнению, художественное произведение должно быть живым отражением жизни, а чем ближе оно к выражению народных интересов, тем оно значительнее и выше.

Множество замыслов рождалось в голове писателя. Жизнь выдвигала волнующие вопросы, призывая к кипучей деятельности. Но Добролюбов был тяжело  болен. Смерть оказалась трагически близкой. Талантливый литератор, недюжинный поэт, блестящий критик скончался на 26 году жизни.
В Нижнем Новгороде 31 января 1986 года состоялось торжественное открытие памятника литературному критику и публицисту, уроженцу Нижнего Новгорода Николаю Алекандровичу Добролюбову. Открытие было приурочено к 150-летию со дня рождения великого писателя.

 За свой короткий, но насыщенный жизненный путь, Добролюбов сумел совершить то, что довелось не многим – заронить семя в умы людей о свободном и справедливом обществе, стать знаменем революционного движения
1860-х и последующих годов.

Н. А.  Добролюбов был похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с В.Г. Белинским. Именно с появления могилы Н.А. Добролюбова начали складываться Литераторские мостки - участок на кладбище, где захоронены многие русские и советские писатели, музыканты, актёры, архитекторы, учёные и общественные деятели.

Вся деятельность Н. А. Добролюбова была направлена на борьбу за светлое будущее, за счастье народное.

«О, как он любил тебя, народ! До тебя не доходило его слово, но когда ты будешь тем, кем он хотел тебя видеть, ты узнаешь, как много для тебя сделал этот гениальный юноша, лучший из твоих сынов».
(Чернышевский).


Tags: Литература. Добролюбов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments