fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Школа. Осмысление поражения - 2.

Что такое педагогический совет … по существу?

Продолжаю делиться своими соображениями по теме "Школа" и по статье "О новой интеллигенции". Цитата.
   

«На протяжении десятилетий наблюдалось полное отречение от советскости не только творцов, но и научной интеллигенции.

Наиболее важные части общества – эта самая интеллигенция  разрушалась сама собой, без использования какой бы то ни было репрессивности, и заражала своим общенационально губительным антисоветизмом всё общество в целом.

Сотрудники Академии наук разве не понимали, что если не защищать научную и внутреннюю советскость, то не будет ни Академии, ни науки?

Но они её сдали чуть ли не «по зову сердца».


Газета «Суть Времени», № 141.


Этот тезис заслуживает особенно вдумчивого прочтения, потому что даёт толчок к оценке собственных действий
(или бездействий) в то время разразившейся «геополитической катастрофы». Не стоит останавливаться на перечислении общих причин, приведших к такому плачевному результату – материалов на эту тему много.


Вот один из последних, который я всячески рекомендую прочитать всем, потому что, если бы мы усвоили истину, изложенную в нём, в советской школе, - никакой катастрофы с Советским Союзом не произошло бы. Изложена эта истина языком, понятным даже детям.

Но цель моих заметок – проследить по личному опыту (учитывая эту истину) распад сплочённого педагогического коллектива, членом которого я была с начала 90-х годов. А значит, определить и свою долю ответственности за него. Поскольку речь в статье «О новой интеллигенции» не только о педагогических коллективах, то и осмысление предлагается более глубокое и может быть спроецировано на любое профессиональное сообщество.

Какой смысл, строить новое гражданское общество, которое не будет защищено крепко-накрепко от любых ударов извне?  Преамбула затянулась – перехожу к сути.

В советской школе педагогический совет был коллективным органом управления педагогическим процессом и его развития. Протокол решений педсовета считался официальным  документом.

Например, утверждение новой концепции (в рамках целостной единой для страны системы) должно было быть отражено в протоколе. Исключить ученика из школы можно было только по решению педсовета.

Плановые педсоветы проводились два-три раза в четверть: в начале  (обсуждение предстоящей работы)  и в конце (подведение итогов).
В этом и заключался смысл коллективного творческого сотрудничества.

Но вот всё чаще на наших педсоветах стали звучать имена педагогов-новаторов. В самом начале таким передовым опытом очень активно делились учителя начальных классов. Повторялись фамилии Лысенковой, Ильина, Зайцева, Амонашвили и других.

Методы их работы мы добросовестно и с интересом изучали. К обсуждению подходили критично. Но поскольку эти методики
(а не программы – не путать) не навязывались, то и беспокойства большого этот наплыв творческих экспериментов у нас не вызывал.

Должна сказать, что «Педагогика сотрудничества» Ш. А. Амонашвили не только совпала в общих подходах с моими методами работы, но и значительно их обогатила.  Я перечитала все его книги, посещала все семинары во время его приездов, рассказывала о его опыте, который во многом помогал в работе учителям. Незначительные расхождения в использовании национальных традиций легко устранялись, потому что  весь интересный опыт не повторялся один к одному, а учитывался учителями в их работе.

Стало очень не по себе, когда на одном из педсоветов прочитали в инструкции о том, что теперь учитель имеет право выбирать Программу (!) из нескольких (авторы нам не знакомы) по своему усмотрению. Ну, убедили себя, что это не обязательно плохо, а может быть и совсем наоборот – хорошо. Но внутренняя неловкость осталась. Добровольно-принудительный выбор программ обеспечивался втюхиванием платных учебников в школьные библиотеки по рекомендации (не обсуждается!) сверху.


Раздрай усугублялся путаницей с внедрением в школы шестилеток. Вопрос к автору «новации»: почему учитель не мог прийти в детский сад, коль скоро реформатор решил сдвинуть школьный возраст?

И опять никакого принуждения: набирайте любой возраст, какой хотите, смешивайте шестилеток с семилетками – ничего страшного.

Разумеется, «ничего страшного»! Только из основания советской системы образования, из её фундамента, выбивалась наиважнейшая научно обоснованная опора: разный методологический подход с учётом психологических особенностей детей 6 и 7 лет!

Разумеется, был бурный разговор на педсовете, который закончился ничем. Просто, когда «выпустили пар», Нина Антоновна сообщила, что ей пригрозили увольнением, если она не сумеет «справиться с коллективом».

А какие менеджеры приходят директорами в школы, мы все уже знали.
Это было наше поражение: педсовет с его протоколом решений - или умный учитель во главе коллектива. Нам всем показали, чего стоит педагогическое сотрудничество и решения педсовета.


Первыми ушли три педагога, что называется, учителя «от Бога»: далеко и накладно ездить из других районов, когда есть школы рядом с домом.  Это был личный протест, к которому очень хотелось присоединиться.

Но, во-первых, нельзя было оставить мой сложный по подбору класс: почти треть детей, плохо владеющих русским языком, чьи родители переехали из бывших советских республик.

Первое время пришлось общаться с некоторыми из них через «переводчика»: это наша замечательная умница Гюнай, свободно владеющая  родным и русским языками.  Я не могла бросить уже «во всю моих» птенцов.

А во-вторых, моё обещание поддержки директору, пытавшемуся сохранить нашу школу вопреки творившемуся реформаторами абсурду.

Картинка из жизни. Я сообщаю директору о том, что одна мама забирает моего ученика, потому что он не может учиться вместе с «чурками». Ответ Нины Антоновны помог мне справиться с моим подавленным состоянием:
«Пусть забирает. Такие мамы нам тоже не нужны».

Кстати, дети очень способные, а такие аккуратисты – любо-дорого смотреть. Наш дружный класс очень быстро подравнялся, и даже часто ребята давали мне повод (в глубине души) погордиться их успехами.




Продолжу свои изыскания позднее. А закончу приятной для меня новостью. Позвонила моя ученица этого выпуска Наиля и пригласила меня на свадьбу: замуж выходит красавица. Вот такие дела.

Tags: Газета "Суть Времени", Из личного опыта, Размышления, Реформирование, Школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments