fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Школа. Осмысление поражения – 3.

2 часть
Под давлением реформ.

Речь идёт о начальных классах массовой общеобразовательной школы.

В своих рассказах из опыта я практически догнала сегодняшние инновации реформаторов от образования. Тем не менее, есть резон продолжить повествование. Хотя бы для того, чтобы разобраться в терминах: реформа (пусть и ошибочно внедрённая)  или откровенное вредительство.
Итак, учебники к программам на любой вкус и цвет: выбирай-не хочу. Сегодня дано чёткое определение этому явлению - книжный рынок.

А в свободном рынке содержание учебников – дело десятое  или вообще никакое. Главное - прибыль. Расплачивались, разумеется, родители. Но суть даже не в этом.
Учебник разрабатывается тем же составом педагогов-учёных, что и программа, и методика.  И предназначен он для самостоятельной работы детей, а не для учителя.

Наспех состряпанный учебник функции закрепления изученного на уроке материала не выполняет.
Но для опытных учителей это полбеды. Можно выборочно использовать некоторый материал учебника, а домашнее задание составить самому. Хотя, конечно, это потеря времени урока на его запись в тетрадях, т. к. на одной строке дневника оно не поместится.
Беда, когда учителя не устраивает программа, которая тормозит процесс обучения и развития детей, неоправданно упрощая и затягивая его. Дети теряют интерес к учёбе, а это основной стимул учебной деятельности младших школьников. Как мы пытались выходить из этого положения, отдавая себе отчёт, что это лишь временная отсрочка?
Так же, как это пытаются делать сейчас настоящие учителя.

Завели двойную «бухгалтерию»: для контроля – журнал с темами, соответствующими новым программам и учебникам, а для себя – отдельный. Работали по прежней программе.

Но проблемы вырастали, как грибы после дождя. Сокращение часов по основным предметам: математике и  русскому языку. Выделение охраны и безопасности жизнедеятельности в отдельный предмет, ранее входивший в природоведение. (Об этом надо говорить отдельно).

Снова двойные журналы для себя и для контроля.  Понятно, что профессионального энтузиазма эта игра "в прятки" учителям не добавляла.
Должна сознаться, что с энтузиазмом приняла призыв иметь каждой общеобразовательной школе своё лицо. Обсудив на педсовете варианты, взяли за основу предмет "История и культура города", разработали единую программу в рамках преемственности начальной и средней школы (с 1 по 10 класс), защитили её и стали экспериментальной площадкой. Школа получила новое дыхание и ожила.
Могу долго рассказывать о том, как увлечены были этим начинанием дети, их родители и учителя.


Но цель моих заметок другая. Если коротко: заменили куратора, эксперимент прикрыли, предложили вместо концепции, основанной на культурологии, другую - с упором на краеведение.

А когда педсовет решительно отказался от этой замены, приказом свыше новый предмет был убран из сетки часов и переведён в разряд факультатива: это что-то типа кружка по интересам.

Напряжённая работа нескольких лет, которая начала давать потрясающие результаты, пошла псу под хвост.


Сказать, что все были разочарованы - это не сказать ничего. Что чувствует человек, когда видит, как безжалостно уничтожаются плоды его трудов? О реакции учащихся лучше промолчу.
Но и это было ещё не всё...


Продолжение следует.
Tags: Война с образованием., Реформы, Школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments