fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Литература. А. Н. Островский (1823-1886)


Александр Николаевич Островский – великий русский драматург, автор 47 оригинальных пьес и переводчик более 20 латинских, итальянских, испанских, французских, английских произведений.

Ни у одного драматурга дореволюционная жизнь не показана с такой полнотой, как в произведениях А. Н. Островского. Представители самых различных сословий, люди разных профессий, происхождения, воспитания проходят перед нами в художественно правдивых образах его комедий, драм, сцен из жизни, исторических хроник.

Быт, нравы, характеры мещан, дворян, чиновников - от «очень важных господ», богатых бар и дельцов до самых незначительных и бедных – и главным образом купцов с удивительной широтой отражены А. Н. Островским.

Пьесы Островского способствовали развитию общественного самосознания. Они написаны не равнодушным бытописателем, а гневным обличителем мира «тёмного царства», где ради наживы человек способен на всё, где старшие властвуют над младшими, богатые над бедными, где государственная власть, церковь и общество всячески поддерживают веками сложившиеся «жестокие нравы».

Добролюбов прекрасно определил, в чём заключалось революционизирующее влияние произведений Островского: «Рисуя нам в яркой картине ложные отношения со всеми их последствиями, он через то самое служит отголоском стремлений, требующих лучшего устройства».


Недаром защитники существующего строя делали всё, от них зависящее, чтобы воспрепятствовать постановкам пьес Островского на сцене. Его первая одноактная «Картина семейного счастья», написанная в 1847 году, сразу же была запрещена театральной цензурой и лишь в 1855 году появилась на сцене.

Первая его большая четырёхактная комедия «Свои люди – сочтёмся», написанная и опубликованная в 1850 году, не была допущена на сцену – сам Николай
I наложил собственноручную резолюцию: «Напрасно напечатано, играть же запретить во всяком случае». И пьеса, сильно переделанная по требованию цензуры, смогла быть поставлена на сцене лишь в 1861 году. Николай I потребовал сведения о жизни и образе мыслей Островского и, получив доклад, приказал: «Иметь под присмотром».

В секретной канцелярии Московского генерал-губернатора заведено было «Дело о литераторе Островском», а за ним был установлен секретный жандармский надзор. Явная «неблагонадёжность» Островского, служившего тогда в Московском коммерческом суде, настолько обеспокоила начальство, что его вынудили подать в отставку.

Не допущенная на сцену комедия «Свои люди – сочтёмся» создала её автору широкую известность. Вместе с актёрами Московского Малого театра Провом Садовским и великим Михаилом Щепкиным Островский читал комедию в самых различных кругах.

Огромный успех пьесы, принадлежавшей «к наиболее ярким и выдержанным произведениям Островского и покорявшей правдой изображения и верным чутьём действительности»
(Н. А. Добролюбов), заставил насторожиться всех охранителей существующего строя.

Чуть ли не каждая пьеса Островского запрещалась цензурой или не одобрялась к представлению театральным начальством. Даже такая замечательная драма как «Гроза» (1859), была встречена реакционным дворянством и прессой, отражавшей его вкусы, крайне враждебно.

Представители же демократического лагеря, увидев в «Грозе» резкий протест против феодально-крепостнических порядков, в полной мере оценили пьесу. Художественная ценность образов, глубина идейного содержания и обличительная сила «Грозы» позволяют признать её одним из совершеннейших произведений русской драматургии.





Продолжение следует.

Tags: 1 часть, А. Н. Островский, Литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments