fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Литература. Ф. М. Достоевский (4 часть)

Нравственное «подполье»

Человек – это тайна, и если будешь её разгадывать всю жизнь,
не говори, что потерял время зря. Я занимаюсь этой тайной,
ибо хочу быть человеком.

Всё творчество Достоевского — это художественные исследования человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского — это человек, потерявший целостность, человек в разладе, в несовпадении с действительностью и с самим собой.
  
 В записной тетради 1880—1881 гг. он писал, что хочет “при полном реализме найти человека в человеке.

Это русская черта по преимуществу, и в этом смысле я конечно народен (ибо направление моё истекает из глубины христианского духа народного)...
Я реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой”.


Портрет работы К. Васильева.
Большую социальную значимость имеет открытие Достоевским человека подполья -  «подпольного парадоксиста». Он пишет: «Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его». Чем больше герой писателя осознаёт своё униженное положение, тем больше он хочет отстоять своё человеческое достоинство. Зашкаливают его непомерные амбиции, утрачиваются нормы морали, теряется нравственный стержень личности.

Во всей полноте Достоевский показывает сломленный духовный мир человека, который не может противостоять давлению окружающей социальной среды и уходит в нравственное «подполье».


Писатель не просто осуждает бесплодный бунт своих героев-одиночек: Раскольникова ("Преступление и наказание"), Настасьи Филипповны («Идиот»), Аркадия («Подросток»), Ивана («Братья Карамазовы»).

Не сумев понять коренной противоположности интересов угнетателей и угнетённых, Достоевский резко отрицательно относится к любому активному протесту против социального зла, в том числе и к революционной деятельности.

Пережив в юности увлечение передовыми социалистическими идеями, Достоевский скоро отошёл от этих убеждений и в 60-е годы, когда в России особенно обострилась политическая борьба, оказался в лагере противников революционной демократии.

В его романах 60-70-х годов неоднократно встречаются несправедливые выпады против передовых людей того времени.  Особенно ярко сказались ложные идеи писателя в романе «Бесы». Достоевский полагал, что только религиозные, христианские идеи помогут человечеству, что высшая добродетель состоит не в борьбе против угнетателей, а напротив, в смирении и покорности.

Соня Мармеладова как образ евангельской любви


Он с восхищением пишет о людях безответных, покорных судьбе, ищущих утешения и успокоения в религии – таких, как Соня Мармеладова, князь Мышкин, Алёша Карамазов.

Достоевский, однако, видел, что верующие и смиренные слабы, беспомощны и не в состоянии не только избавить мир от зла, но и просто помочь людям. И ему казалось, что удел человечества – это нескончаемые мучения и страдания.

«Страдание-то и есть жизнь!» - говорит писатель.  Люди в его повестях и романах не перестают испытывать жестокие, невыносимые душевные терзания. Достоевский умел заглянуть в самые сокровенные тайники души страдающего человека, потому что сам он пережил и перевидел в своей жизни много тяжёлого.



Tags: Достоевский, Окончание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments