fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Образование: реформы шагают по стране


Самоликвидаторы, или  "А Васька слушает да ест".

Чиновники от образования продолжают из своего сногсшибательного «далека» (от народа и здравого смысла) транслировать нам своё видение обустройства Школы в России.

Заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Юрьевна Голодец, курирующая образование, заявила:
"По интенсивности, по скорости продвижения, мы сегодня – одни из лидеров мирового образования".

Подтверждением её оптимистического взгляда, видимо, должен послужить вопиющий провал  российской команды на Международной математической олимпиаде в Таиланде!  Всё, как в Зазеркалье, перевёрнуто с ног на голову.

Но куратор образования от правительства РФ уверена, что всё будет ещё лучше, чем сейчас, потому что для этого есть средство – «Программа 5 – 100».
Вот её эмблема.

Думаете, цель программы – улучшение качества образования?
В параллельной реальности всё наоборот!


Цитата.

"Цель проекта 5 - 100 - максимализация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ".


Возможно,  «максимилизация конкурентной позиции» хоть как-то подразумевает улучшение качества образования – хочется же, наконец, услышать  о позитивных изменениях.



"Распоряжение Правительства №2006-р об утверждении плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-познавательных центров".  
Этим распоряжением утверждается прилагаемый к нему план мероприятий. Заглянем в план.

1 пункт.
«Проведение независимой оценки текущего состояния международной конкурентоспособности университетов (анализ соответствия университетов критериям мировых рейтингов университетов)».

2 пункт.
«Проведение конкурсного отбора университетов-участников по критериям, связанным с повышением их международной конкурентоспособности». ( То есть, не все университеты смогут участвовать в программе)

3 пункт.        
«Формирование организационно-экономической и финансовой модели университетов-участников с учётом задач повышения международной конкурентоспособности, а также разработка дорожных карт по их продвижению в мировых рейтингах университетов».

Всё меряется рейтингами, некими относительными показателями. Тогда как абсолютным показателем является уровень знаний выпускников. И цель существования  вузов в том, чтобы подготовить научные, производственные, управленческие кадры для страны.

Сопровождение Проекта было поручено ФГАНУ (Федеральному государственному автономному научному учреждению) «Социоцентр».

В объявленном Социоцентром конкурсе победила компания
«Ньютон. PR&Communications». Из названия ясно, что это никак не связанная с образованием пиар-фирма, которая оказывает PR-услуги, разрабатывает и запускает бренды, организует PR-сопровождение деятельности и так далее.

Основные задачи комплекса мероприятий в рамках Программы 5–100 обозначены всё в той же статье
«Мероприятия по повышению эффективности работы коммуникационных структур вузов — участников проекта
5–100".

"Основные задачи: разработка и апробация методики продвижения в рамках деятельности университетов; обучение специалистов пресс-служб и департаментов по связям с общественностью технологиям современных глобальных коммуникаций с учётом лучших мировых практик".


Создателей программы не интересуют уровень образования и качество специалистов, выпускаемых вузами. Тогда какие вузовские успехи рекламирует Голодец? Успехи в рекламе? В продвижении брендов???

Для сравнения – несколько моментов из постановления  Совета Народных Комиссаров СССР,  ЦК ВКП(б)
«О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» от 1936 года.


Сначала дана объективная оценка:

«СНК Союза ССР и ЦК ВКП (б) считают, что состояние подготовки кадров в высшей школе всё ещё остаётся неудовлетворительным".

Далее идёт перечисление всего, что необходимо сделать. Подробно рассказывается
о приёме в институты: как должно осуществляться поступление,  какие экзамены должны быть в тех или иных вузах, кто имеет преимущественное право поступления по результатам экзаменов и аттестата об окончании школы.

Об организации учебного времени: сроки начала и окончания учебного года, организация производственной практики, продолжительность академического часа.

Об организации учебной работы: формы работы с преподавателем (прямо запрещено использование неэффективных форм), критерий оценки успеваемости в виде экзаменов и зачётов,  сдачу госэкзаменов или защиту дипломных проектов как метод проверки подготовленности выпускника, единые документы и прочее, прочее.

И никаких рейтингов, брендов и продвижения в каких бы то ни было системах.  Предельно чётко и ясно указано, каковы проблемы, что нужно получить на выходе и как этого добиваться.


Простейшее сравнение нынешних прожектов с опытом прошлого показывает, где реально повышали уровень образования, а где, прикрывшись фасадами из трескучих фраз, этот уровень приводят к предельно низкому.

Нужны ли нашему гражданскому обществу чиновники от Минобраза, окончательно потерявшие связь с реальностью?

Источник





Tags: Образование, Реформы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments