fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Литература. Л. Н. Толстой (3 часть)

1, 2 части
Перелом во взглядах
Во втором романе Толстого «Анна Каренина» отразились 70-е годы – то неопределённое, тревожное время, когда в России после отмены крепостного права ломались старые жизненные устои и на смену им приходили новые, буржуазные отношения. В жизни людей этой эпохи, по словам писателя, всё было «неясно и запутано».

Толстой показал, что самые естественные человеческие чувства искажались и уродовались в «высшем» дворянско-чиновничьем обществе.

Именно поэтому трагичной оказалась судьба жены крупного петербургского чиновника-бюрократа обаятельной и искренней Анны Карениной, по-настоящему и горячо полюбившей.
Светские ханжи и лицемеры осудили её страстное чувство к Вронскому как преступное нарушение семейного долга.


Бесчеловечность  и бездушие,  прикрытые религиозным ханжеством Каренина  и его друзей,  выражаются в том,  что  у Анны отнимают сына,  подвергают её жестоким оскорблениям.  Единственное, что у неё осталось, - любовь Вронского. Но Вронский не понимает переживаний Анны и начинает тяготиться отчуждением светского общества.

Чувствуя, что в нём растёт холодное равнодушие к ней, Анна приходит в отчаянье и в одну из тех минут, когда страдания кажутся нескончаемыми и невыносимыми, бросается под поезд… 

1503-1986-365-300-80
Петербургскому «обществу» Толстой противопоставил помещика Левина.  Взаимоотношения Левина с его женой Кити основаны на полном доверии и большой чуткости друг к другу.

Но в душе Левина, счастливого семьянина, нет и тени безмятежного спокойствия: Левин, как и сам Толстой, недоволен общим укладом русской жизни. Он полон тревоги и неустанно размышляет о жизни,
о своих взаимоотношениях с крестьянами, о настоящем и будущем родной страны.

Напряжённо работая над своими художественными произведениями, Лев Толстой в 60-е и 70-е годы отдавал много сил и другим занятиям.

В 1859 году в Ясной Поляне он организовал школу для крестьянских детей и взрослых, где сам был учителем.

По настоянию и при участии Льва Николаевича в уездах Тульской губернии была организована ещё двадцать одна школа.  Толстой составил азбуку для обучения маленьких детей грамоте.


Вышедшую в 1872 г. «Азбуку» Толстого можно рассматривать как продолжение его педагогического журнала  «Ясная Поляна» (1862).

«Азбука» состоит из четырех частей, сброшюрованных в одну объёмную книгу (почти 700 страниц). Тщательно продуман отдел русского чтения,
в каждой книге «Азбуки» помещён и большой отдел славянского чтения: славянский язык входил в программу народных училищ.
Крестьяне настаивали на обучении церковнославянской грамоте, да и древняя русская литература была излюбленным чтением яснополянских школьников.

 Кроме того, изучению языков Толстой всегда придавал большое значение, считая, что «есть только две науки, в пользе которых можно быть твёрдо уверенным, – это язык или языки, искусство выражать и понимать всякие и во всякой форме мысли, и математика».


Свою книгу писатель воспринимал как исполнение долга перед народом. Толстой мечтал, что по его «Азбуке» «будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из неё и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».


В этот же период он принял активное участие в помощи крестьянам во время голода.
Статья входит в цикл статей Л. Н. Толстого о голоде 1891–1893 гг., охватившем половину губерний в России. Это одна из самых острых и глубоких обличительных социально-политических статей Л. Н. Толстого.

Толстой не признавал путь мелких подачек народу, которыми «рвёт богачей», а обвинял сам эксплуататорский строй:

«Неужели люди, теперь живущие на шее других, не поймут сами, что этого не должно, и не слезут добровольно, а дождутся того, что их скинут и раздавят?».

m9BZWvYn5Zo
Толстой вскоре деятельно включается в помощь голодающим крестьянам вместе с демократической общественностью – студентами, учителями, врачами.

Он одним из первых откликается на народное бедствие, объезжает голодные деревни Тульской и Рязанской губерний, помогает нуждающимся, устраивает бесплатные столовые.

 В «Отчёте об употреблении пожертвованных денег за лето 1892 г.» Толстой писал:

"Всего столовых было 246 и кормилось в них между 10-ю и 13-ю тысячами человек".


В своей педагогической и общественной деятельности Толстой то и дело наталкивался на враждебное недоверие, а то и прямые препятствия со стороны властей. Особое недовольство царского правительства вызвала яснополянская школа.  В усадьбе был произведён обыск, глубоко оскорбивший писателя. Позднее школа была совсем закрыта.

Раздумья о безграничной власти царя, помещиков и чиновников, о нищете, бесправии и забитости народа, положение которого после реформы 1861 года ничуть не улучшилось, привели Толстого в конце 70-х и в 80-х  годах к тяжёлому душевному кризису.

В результате произошёл так долго подготовлявшийся переворот во взглядах писателя.
Толстой окончательно понял «преступность, жестокость, мерзость той жизни», которую ведут «люди богатых классов», строя своё «глупое материальное внешнее благополучие на страданиях, забитости, унижении» народа.

Продолжение следует.


Tags: 3 часть, Литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments