fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Category:

Литература. А. П.Чехов (Окончание)

Начало

За кем будущее?

"Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной; надо работать, имея в виду только будущее. Для настоящего человечество будет жить только разве в раю, оно всегда жило будущим".
( Из дневниковых записей  А. П. Чехова).

Именно из-за веры Чехова в человечность редко комическими персонажами были у него крестьяне. Как будто видел он в них, простодушных, природную мудрость.

Один такой мужичок  (рассказ «В овраге») в споре о том, кто важнее и старше говорит:
«Кто трудится, кто терпит, тот и старше».

Возможно, здесь ещё один ключ к чеховскому гротеску — несоответствие самим себе, нежелание трудиться и терпеть, не убегая от себя настоящего; ложь и маски, удаляющие нас от этой тёплой, сердечной человечности.

 И именно эти личины предъявлял нам Антон Павлович. Не узнаём ли мы в этих чеховских героях и самих себя, когда лицемерим, стараемся выглядеть значительнее, чем есть, когда великую важность придаём вещам по большому счёту мелким и ничтожным?


Герой Чехова живёт в ловушке собственных фантазий, глупостей и слабости, он не способен противостоять обыденности, не хочет перемен.  Трагедия опять скрыта где-то внутри. Мы не в силах вырваться из этого заведённого круга. Эта тема открывается и в юмористических рассказах, например
в «Предложении» или «Открытии», и в очень серьёзных, таких как «Три сестры», «Скучная история», «Ионыч»,
в «Палате №6» и с душераздирающей силой в сценке «О вреде табака»:

«Бежать, бросить всё и бежать без оглядки... куда? Всё равно куда... лишь бы бежать от этой дрянной, пошлой, дешёвенькой жизни, превратившей меня в старого, жалкого дурака, старого, жалкого идиота...».

Но, увы, редко кому из чеховских персонажей действительно удаётся этот героический побег к новой жизни, как, например, героям «Невесты» или «Медведя». Подавляющее большинство осуждено на безнадёжное круговращение.

 Впрочем, вся эта так называемая «новая жизнь», в сущности, лишь осуществление человеком своего природного права на свободу быть самим собой, быть человеком в самом глубоком смысле этого слова.

 Как на свой лад понимает это Треплев в финале «Чайки» — дело не в новых или старых формах, а лишь в том, что свободно льётся из твоей души...


Однако в рассказах Чехова живут не только пошляки и обыватели.  Лучшие его герои мечтают о красивой жизни, о счастье, о творческом труде. Таковы чудесные, обаятельные сёстры из пьесы «Три сестры», таковы Надя – героиня рассказа «Невеста» и Аня в пьесе «Вишнёвый сад».

Где же выход? Что даст нам смысл? Да, идеалы и мечты, которые мы воплощаем, ради которых живём.Но не только.

 Чеховские герои страдают от страшного одиночества, от разделённости, отчуждённости, какой-то ненужности друг для друга... Что за пропасть отделяет героя рассказа «Архиерей» от его матушки, видящей в нём не сына, а большого церковного начальника?


Что за пропасть отделяет Беликова («Человек в футляре») от его учеников, от вроде бы друзей? А что за пропасть отделяет друг от друга нас? Непонимание, да и не желание понимать, видеть за внешней оболочкой, той же маской, одеваемой в силу известных причин, сердце зовущее, требующее тепла независимо от ранга и чина?

А может, страх? Страх чужой боли, страдания? Кому, как не доктору Чехову, чувствовать и знать это... И потому так радостно видеть, как сквозь эту бездонную пустоту вдруг зазвучит что-то до слёз живое:

«Пришла старуха мать. Увидев его сморщенное лицо и большие глаза, она испугалась, упала на колени пред кроватью и стала целовать его лицо, плечи, руки. И ей тоже почему-то казалось, что он худее, слабее и незначительнее всех, и она уже не помнила, что он архиерей, и целовала его, как ребёнка, очень близкого, родного...».

И потому звучит вопль — с кем душу отвести, кто услышит? — увы, чаще всего остающийся без ответа. А помните, как у Достоевского Мармеладов спросил: «...понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти»?

Ну, время такое было. Да наше чем лучше? Может быть, Чехов пытается объяснить нам, что бессмысленность жизни от одиночества рождается? И в одиночестве этом нету ни любви, ни Бога, ничего...


Антон Павлович, видя и очень хорошо зная живущих рядом с ним людей, своих современников,  понимает, что судьба России неразрывно связана с судьбами их, совсем не героев, никому не ведомых, маленьких — Раневской, Гаева, Лопахина, Пети Трофимова, даже Шарлотты Ивановны... Эта тема особенно остро звучит в «Вишнёвом саде».

 Вся Россия — наш сад, и все мы — герои этой удивительной, почти мистической, несмотря на кажущийся рационализм Чехова, пьесы.


Начало 1900-х годов. Стык двух веков и двух миров. Старое немощно. Новое неясно, неопредёленно.

 За кем будущее? За Лопахиным? За Трофимовым? Ясно только, что не за Раневской и Гаевым:  их мир уходит вместе с Фирсом, уходит с болью, со страшными — только вдумайтесь! — словами:

«Жизнь-то прошла, словно и не жил... Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего...».

 Целый мир умирает. Искупление через страдания прочит России вечный студент Петя Трофимов, и мы теперь знаем: он очень близок к истине.

                                     Антон Павлович Чехов с артистами Московского Художественного театра
                       

Какой удивительный диалог происходит между Лопахиным и Раневской:

«Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами... Вам понадобились великаны... Они только в сказках хороши, а так они пугают».

 Красивые мечты... Быть великанами? После того как столько лет были маленькими людьми? Но может, это было нужно нашей родине? Может быть, нужно и сейчас? Что хотел сказать этим Чехов? Не знаю, но может быть, эти слова, произнесённые им, стоявшим на пороге смерти и ясно осознававшим это, помогут нам понять свою жизнь сегодня и что-то изменить.

В 1899 году Чехов переселился для лечения туберкулёза в Ялту. В это время пьесы Чехова («Чайка», Дядя Ваня», «Три сестры») с огромным успехом шли в Московском Художественном театре.

Несмотря на отсутствие в чеховских пьесах ярких событий и острой интриги, они увлекают тонкостью изображений настроений, чувств, мыслей людей. МХАТ сумел передать на сцене особую лирическую поэтичность драматургии Чехова. Летом 1904 года здоровье писателя ухудшилось, и он выехал для лечения в Германию. Там, на немецком курорте Баденвейлер, 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов умер.

9 июля на Ново-Девичьем кладбище состоялись его похороны. Прошло более века со дня его смерти, а его произведения продолжают доставлять читателям художественное наслаждение: они вызывают смех и грусть, заставляют думать и чувствовать глубоко и правдиво, они учат, воспитывают.

Вишнёвый сад (постановка 1976 года)



Tags: Литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments