fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Д. И. Фонвизин


Сатиры смелый властелин.


Вскоре после открытия Московского университета были отобраны десять лучших учеников из имевшейся тогда при нём подготовительной школы – гимназии.
Их привезли в Петербург для представления «плодов просвещения сего училища» просвещённому и влиятельному вельможе И. И. Шувалову. Официально именно Шувалов считался «основателем» университета.

В числе избранных был и будущий создатель бессмертной комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин.

Эта поездка во многом и определила его дальнейший жизненный путь.

Гимназисты встретились в Петербурге с фактическим создателем университета М. В. Ломоносовым и с «отцом» первого постоянного русского театра, талантливейшим актёром-самородком Ф. Г. Волковым.
Волкова впоследствии называли Ломоносовым русской сцены. Побывали гимназисты и в театре.

  Вот как рассказывал об этом впоследствии Фонвизин:

«Действия, произведённого во мне театром, почти описать невозможно».

Университетское начальство напрасно приписывало себе успехи своих учеников. Преподавание в гимназии поначалу велось из рук вон плохо. Пьяницы - учителя по месяцам не являлись на занятия, поэтому экзамены были сплошной комедией. Вот как по рассказам Фонвизина проходил экзамен по латинскому языку.

 «Накануне экзамена делалося приготовление… учитель наш пришёл в кафтане, на коем было пять пуговиц, а на камзоле четыре; удивлённый сею странностью, спросил я учителя о причине.

– «Пуговицы мои вам кажутся смешны, - говорил он, - но они суть стражи вашей и моей чести, ибо на кафтане значут пять склонений, а на камзоле четыре спряжения; итак, - продолжал он, ударя по столу рукою, - извольте слушать всё, что говорить стану. Когда станут спрашивать о каком-нибудь имени, какого склонения, тогда примечайте, за которую пуговицу я возьмусь; если за вторую, то смело отвечайте – второго склонения.
С спряжением поступайте, смотря на мои камзольные пуговицы, и никогда ошибки не сделаете».
– Вот каков был экзамен наш».

 У других менее предусмотрительных учителей на экзаменах происходили полные конфузы. Например, на вопрос, куда течёт Волга, один из учеников ответил: в Чёрное море; другой его поправил: в Белое, а Фонвизин откровенно ответил: не знаю.

 Но всё это не искоренило в нём стремления к знанию. Скорее наоборот. Это стремление привело его на философский факультет университета. Но главное – он всю жизнь пополнял свои знания усиленным чтением и самообразованием. В результате Фонвизин стал одним из просвещённейших людей своего времени.

 Литературной деятельностью он стал заниматься ещё со студенческой скамьи.  Обнаружившееся уже тогда его острокритическое отношение к окружающему миру определило и характер его творчества.

 « Весьма рано появилась во мне склонность к сатире. Сочинения мои были острые ругательства», - вспоминал позднее  сам писатель. Они не печатались, но «носились по Москве»: переходили из уст в уста.

 До нас дошло два замечательных сатирических произведения молодого Фонвизина – «Лисица-казнодей» и «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке».

 В исключительной по смелости басне «Лисица-казнодей» (проповедник), написанной, видимо, в связи со смертью царицы Елизаветы Петровны, с возмущением повествуется, как умершему льву –«знатному скоту»,
 в правление которого его «любимцы и вельможи сдирали без числа с зверей невинных кожи», льстят придворные подхалимы – «подлые скоты». Ясно, что их восторженные похвалы насквозь лживы и лицемерны.


О лесть подлейшая, - шепнул Собаке Крот, -
Я знал Льва коротко: он был пресущий скот –
И зол, и бестолков, и силой вышней власти
Он только насыщал свои тирански страсти.

В остросатирическом «Послании к слугам моим» устами смышлёного и наблюдательного конюха Ваньки, который со своих козел навидался многого, изъездил «вдоль и поперёк обе столицы» и даже бывал «во дворце», нарисована картина всеобщего обмана и плутовства, процветающих при самодержавно-крепостническом строе:

Попы стараются обманывать народ,
Слуги дворецкого, дворецкие – господ,
Друг друга господа, а знатные бояре
Нередко обмануть хотят и государя…

Позднее Фонвизин от стихотворной сатиры перешёл к сатире в прозе.

 Одним из самых смелых и остроумных образцов сатирической литературы 18 века является написанная им «Всеобщая придворная грамматика».

 Основные грамматические определения и изложение грамматических правил  в ней даются в форме вопросов и ответов, заключающих в себе исключительно резкую критику «двора» Екатерины
II, который Фонвизин считал самым заражённым местом во всём государстве.

 На первый же вопрос: «Что есть придворная грамматика?» - следует ответ: «Придворная грамматика есть наука хитро льстить языком и пером». «Что значит хитро льстить?» - «Значит говорить и писать такую ложь, которая была бы знатным господам приятна, а льстецам полезна». В таком же роде даются все другие определения и правила.


Уже в сатирах Фонвизина ярко сказываются два основных свойства этого писателя – «дар смеяться весело и ядовито», на что метко указал ещё великий русский критик-демократ В. Г. Белинский, и острая наблюдательность, умение схватывать и живо показывать типические характеры своих современников.



Но в полный рост «сатиры смелый властелин», как назвал Фонвизина Пушкин, поднимается в своих комедиях «Бригадир» и «Недоросль».

Tags: Литература, Сатира, Фонвизин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments