fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Categories:

Д. И. Фонвизин, окончание

Начало здесь.

Друг свободы


Денис Иванович Фонвизин читает "Бригадира" в салоне цесаревича Павла Петровича.

В комедии «Бригадир», написанной в конце 60-х годов, перед читателями и зрителями впервые предстали, как живые, характерные образы-типы того времени.

 Это грубый и невежественный солдафон бригадир (в 18 веке так назывался чин между полковником и генералом);
 его добродушно-простоватая жена, восторгающаяся своим дурнем-сыном, заядлым французоманом; ловкий и вороватый чиновник – «советник»; щеголиха и мотовка «советница».

  Сама речь каждого из персонажей чётко обрисовывает его характер. Особенно живо дан Фонвизиным образ бригадирши.  Один из образованных современников восхищённо говорил Фонвизину: «Я вижу, что вы очень хорошо нравы наши знаете, ибо бригадирша ваша всем родня».

 В первой главе "Евгения Онегина" Пушкин вполне заслуженно назвал Фонвизина "другом свободы".


Фонвизин был носителем передовых идей своего времени, которые он стремился через художественное творчество распространять в возможно более широких кругах русского общества и тем самым будить его сознание и совесть.

 В "Бригадире" Фонвизин остроумно и метко осмеивал отдельные пороки и недостатки правящего класса: глупое подражание иностранцам, невежество, лицемерие. В «Недоросле» он громит основное зло тогдашней русской жизни – крепостничество.

 Как и все просветители 18 века,  Фонвизин придавал очень большое значение правильному воспитанию детей.

 В лице грубого неуча Митрофанушки он и хотел показать «несчастные следствия дурного воспитания».

 Однако одним этим он не ограничился. Сама действительность подсказывала, что дурное воспитание – не причина,
а следствие, результат всего уклада жизни  «злонравных» помещиков.

 Картину уродливого, дикого, «скотского» помещичьего «злонравия» и развёртывает во всю ширь автор «Недоросля». Пьеса о воспитании перерастает в резкое обличение крепостнических отношений, в социальную комедию-сатиру.


Как и «Бригадир», комедия «Недоросль» написана в основном по правилам классицизма: соблюдения автором единства времени и пространства  (всё действие происходит в доме Простаковой в течение лишь одних суток), персонажи прямолинейны, делятся на только порочных и только добродетельных.

 Но художественное своеобразие комедии определяет не это. Не было ещё в русской литературе до «Недоросля» такого широко обобщающего изображения крепостнической действительности. Не было такого мастерства в лепке характеров. Не было такого подлинно народного юмора. Исключительно велико общественно-обличительное значение комедии. Слова, вложенные в уста благодетельного Стародума, звучат как обвинительный приговор всему крепостническому строю:
«Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

 С величайшим трудом удалось добиться Фонвизину в 1782 году постановки "Недоросля" на сцене.

Но колоссальный успех у зрителей вознаградил его за всё. В то же время этот успех особенно усилил неприязненное к нему отношение  Екатерины II, давно уже подозрительно следившей за его литературной деятельностью.

 В 1783 году при её непосредственном участии стал выходить журнал - "Собеседник любителей российского слова".



Окрылённый недавним успехом "Недоросля", Фонвизин направил в журнал первую серию остросатирических "Вопросов", адресованных его "издателям", т. е. по существу самой императрице, реакционная политическая линия которой в них смело осуждалась.

 "Вопросы" были напечатаны, но в сопровождении "Ответов" самой Екатерины. "Ответы" же были составлены в таком резко враждебном и неприкрыто угрожающем тоне, что они отбивали всякую охоту спрашивать дальше.

 Прямо расправиться с широко популярным писателем она не решалась, но сделала так, что Фонвизин больше не смог печататься. Задуманный им сатирический журнал "Друг честных людей, или Стародум" был запрещён к изданию, не разрешено ему было выпустить и собрание своих сочинений. Всё это не могло не потрясти и без того слабый организм писателя. В 1785 году он был разбит параличом и через несколько лет умер. Но семена, брошенные им, дали богатые всходы.

 Фонвизин, по словам Горького, был зачинателем "великолепнейшей и, может быть, наиболее социально-плодотворной линии русской литературы - линии обличительно реалистической".





От сатирического смеха Фонвизина тянутся прямые нити к острому юмору басен Крылова, к тонкой иронии Пушкина. "Недоросль" открывает собой тот славный ряд величайших созданий русской драматургии, в котором следом за ним станут "Горе от ума" Грибоедова, "Ревизор" Гоголя, пьесы о "тёмном царстве" Островского.

Tags: Бригадир, Драматургия, Комедия, Литература, Малый театр, Недоросль, Фонвизин, спектакль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments