fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Литература. Максим Горький (1868-1936) - 1 часть

Начало
Провозвестник нового мира.
Необычной была жизненная и творческая судьба Максима Горького  (Алексея Максимовича Пешкова).

Безотцовское детство в мещанской семье деда Каширина, о котором с такой силой рассказал Горький впоследствии
в повести «Детство»; жизнь в людях, полная тяжких испытаний; жадная тяга к книге; хождение по Руси, давшее ему такое знание жизни «низов», которым не обладал в то время ни один писатель, и, наконец первый рассказ
«Макар Чудра» (1892), открывший читателям России Горького-писателя.


Двухтомный сборник очерков и рассказов, вышедший в 1898 году, принёс Максиму Горькому широчайшую известность. Было что-то удивительное в той  быстроте, с которой его имя разнеслось по всем уголкам России.

Молодой писатель в тёмной косоворотке, подпоясанной тонким ремешком , с угловатым лицом, на котором выделялись неуступчиво горящие глаза, выступил в литературе как провозвестник нового мира.
Пусть на первых порах он сам отчётливо не сознавал, что это будет за мир, но каждая строчка его рассказов дышала призывом к борьбе против "свинцовых мерзостей жизни".

 Для творчества раннего Горького характерны напряжённые поиски героического в жизни. Его идеал - герой, способный на высшее самопожертвование ради других:

Буревестник ("Песня о Буревестнике"),

Человек (Поэма "Человек").

Беспредельная и гордая вера в человека, его способность наилучшим образом устроить жизнь составляет одно из важнейших свойств гуманизма Горького.

"Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их делать и найдёт, где это можно.
В жизни... всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни..."
("Старуха Изергиль").

Восторженно повторяла революционная молодёжь России эти гордые горьковские слова. Об огромной силе революционного воздействия горьковских романтических образов рассказывает рабочий Пётр Заломов, прототип Павла Власова в романе Максима Горького "Мать".

"Песня о Соколе" была для нас ценнее десятков прокламаций...  Разве только мёртвый или неизмеримо  низкий, трусливый раб мог от неё не проснуться, не загореться гневом и жаждой борьбы".

 Создавая героические образы, Горький одновременно обращался к явлениям русской действительности тех лет.
Он рисовал людей из народа, раскрывая их горькую неудовлетворённость жизнью и смутное стремление изменить её.      (Рассказы "Челкаш", "Супруги Орловы", "Мальва", пьеса "На дне").

Он разоблачал политическую неустойчивость и приспособленчество буржуазной интеллигенции.
("Ещё о чёрте", 1899; "Озорник", 1897).
В пьесе "Мещане" (1902) Горький вывел необычное лицо, сразу приковавшее к себе всеобщее внимание. Главным героем он сделал рабочего Нила. Нил появляется на сцене в замасленной блузе, со следами копоти на лице - прямо после работы. По отзыву Чехова, Нил - "самая интересная фигура" в пьесе. Среди людей, выведенных В "Мещанах", он самый сильный, умный, добрый.   Горький подчёркивает в Ниле активную, целеустремлённую силу, твёрдое сознание, что "права не дают", "права берут".

 Нил верит, что человек в силах сделать жизнь прекрасной. Для Горького было совершенно ясно, что превратить эту мечту в реальность могут только трудящиеся и только в революционной борьбе. Вот почему Горький подчинил и своё творчество, и общественную деятельность служению революции.

Открытка начала 20 века: Степан Скиталец, Леонид Андреев, Максим Горький, Николай Телешов,
Фёдор Шаляпин, Иван Бунин, Евгений Чириков.

Он писал прокламации, издавал марксистскую литературу, участвовал в партийных съездах и конференциях.
За участие в революции 1905 года Горький был арестован и заключён в Петропавловскую крепость.

Со всех концов земли полетели гневные письма с требованием освободить писателя.

"Люди просвещённые, люди науки России, Германии, Италии, Франции, соединимся. Дело Горького - дело наше общее. Такой талант, как Горький, принадлежит всему миру. Весь мир заинтересован в его освобождении", - писал в своём протесте крупнейший французский писатель Анатоль Франс.

Царское правительство, обеспокоенное такой оглаской, было вынуждено освободить писателя.

Продолжение следует.


Tags: 1 часть, Горький, Литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments