16 февраля 1831 года родился "самый русский писатель" Николай Семёнович Лесков.
"Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками... я вырос в народе... я с народом был свой человек... я был этим людям ближе всех поповичей..."
Фотопортрет Н. С. Лескова с автографом.

Многие русские классики восхищались произведениями Лескова и его литературным талантом. Лев Николаевич Толстой называл Лескова "самым русским из наших писателей", имея в виду его понимание народа и "писателем будущего", подразумевая неординарность лесковской "жестокой прозы".
Чехов же считал Лескова одним из главных своих учителей.
Горький говорил, что в плане образности слова и мысли Лесков стоит в одном ряду с Толстым, Тургеневым, Гоголем и Гончаровым.
Начало литературной деятельности Лескова относится к 1860, когда он впервые выступил как прогрессивный публицист. В январе 1861 Лесков
Николай Семенович поселяется в Петербурге с желанием посвятить себя литературной и журналистской деятельности.
Он начал печататься в "Отечественных записках".
В русскую литературу Лесков Николай Семёнович пришёл, имея большой
запас наблюдений над русской жизнью,

с искренним сочувствием к народным нуждам, что нашло свое отражение в его рассказах "Погасшее дело" (1862), "Разбойник"; в повестях "Житие одной
бабы" (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865).
Хорошо зная провинцию, её потребности, человеческие характеры, подробности быта и глубинные идейные течения, Лесков не принимал выкладки "теоретиков", оторванных от русских корней. Об этом он говорит в рассказе "Овцебык" (1863),
в романах "Некуда" (1864), "Обойденные" (1865), "На ножах" (1870).
В них обозначена тема неподготовленности России к революции и трагической судьбы людей, связавших свою жизнь с надеждой на её скорое осуществление. Отсюда и разногласия с революционными демократами.
В 1870 — 1880 Лесков Николай Семенович многое переоценил; знакомство
с Л. Н.Толстым оказывает на него большое влияние. В его творчестве появилась национально-историческая проблематика: роман "Соборяне"(1872), "Захудалый род" (1874). В эти годы он написал несколько повестей о художниках: "Островитяне", "Запечатлённый ангел".
Талантливость русского человека, доброта и щедрость его души всегда восхищали Лескова, и эта тема нашла свое выражение в рассказах "Левша" (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе, 1881), "Тупейный художник" (1883), "Человек на часах" (1887).
В наследии Лескова большое место занимают сатира, юмор и ирония: "Отборное зерно", "Бесстыдник", "Пустоплясы" и другие.
Повесть "Заячий ремиз" была последним крупным произведением писателя.
Собрание сочинений Н. С. Лескова (11 томов) здесь.
Фильм по мотивам произведения Н. С. Лескова "Очарованный странник" (1963)
с искренним сочувствием к народным нуждам, что нашло свое отражение в его рассказах "Погасшее дело" (1862), "Разбойник"; в повестях "Житие одной
бабы" (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865).
Хорошо зная провинцию, её потребности, человеческие характеры, подробности быта и глубинные идейные течения, Лесков не принимал выкладки "теоретиков", оторванных от русских корней. Об этом он говорит в рассказе "Овцебык" (1863),
в романах "Некуда" (1864), "Обойденные" (1865), "На ножах" (1870).
В них обозначена тема неподготовленности России к революции и трагической судьбы людей, связавших свою жизнь с надеждой на её скорое осуществление. Отсюда и разногласия с революционными демократами.
В 1870 — 1880 Лесков Николай Семенович многое переоценил; знакомство
с Л. Н.Толстым оказывает на него большое влияние. В его творчестве появилась национально-историческая проблематика: роман "Соборяне"(1872), "Захудалый род" (1874). В эти годы он написал несколько повестей о художниках: "Островитяне", "Запечатлённый ангел".
В наследии Лескова большое место занимают сатира, юмор и ирония: "Отборное зерно", "Бесстыдник", "Пустоплясы" и другие.
Повесть "Заячий ремиз" была последним крупным произведением писателя.
Собрание сочинений Н. С. Лескова (11 томов) здесь.
Фильм по мотивам произведения Н. С. Лескова "Очарованный странник" (1963)