fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Гешефт победителям - горе побеждённым

Оригинал взят у mikhaelkatz в Гешефт победителям - горе побеждённым


Львиная доля предметов искусства, вывезенных после Второй мировой войны с территории Германии и Италии, осела в США. Случаи их возвращения из-за океана крайне редки.


В чем же разгадка? Отчасти в том, что еще в 1954 году ФРГ подписала с США, Францией и Великобританией весьма любопытные документы - договоры об урегулировании вопросов, вытекающих из состояния войны и оккупации (послевоенного режима в Германии). Бонн, в частности, обязался "не протестовать против мер в отношении немецкой собственности... которая была изъята на цели репараций, или реституции, или в результате состояния войны...". Все претензии к лицам, которые оказались владельцами изъятой таким образом собственности, а также иски к международным организациям, иностранным правительствам или гражданам, действовавшим по официальным поручениям, признаются недопустимыми.

Буквально накануне объединения Германии, в сентябре 1990 года, в Бонне представители МИД Германии, США, Франции и Великобритании подписали соглашение к договорам 1954 года, подтверждающее, в частности, все названные параграфы и пункты. Соглашение было заключено без парламентского рассмотрения, за спиной руководства ГДР. Сообщили о документе лишь после того, как Берлинская стена рухнула.

Так или иначе, но американская сторона рассматривает эти документы в качестве правового основания не возвращать ФРГ и ее гражданам культурные ценности, вывезенные американскими организациями из побежденной фашистской Германии.

Впрочем, тяжбы о возвращении Германии перемещенных на Запад ценностей в США время от времени случаются. Копья ломаются вокруг ценностей, вывезенных без санкции оккупационных властей, как правило, сворованных отдельными военнослужащими.


При этом вердикты выносятся далеко не всегда в пользу истцов - прежних законных владельцев: американское законодательство содержит немало юридических зацепок, согласно которым процесс реституции можно либо затормозить, либо задействовать компенсационные механизмы.

Показательно, что случаев репатриации из Америки трофейных раритетов считаные единицы. И это при том, что американские коллекционеры еще в годы войны активнее всех скупали предметы искусства, конфискованные нацистами.

А после ее окончания на территории оккупированной Германии американцы, по некоторым данным, контролировали до 80 процентов от всех музейных и частных коллекций.

Вообще роль госдепа США в деле возвращения в Германию историко-культурных ценностей переоценить трудно. Уже в 1944-1945 годах американские дипломаты разослали в музеи, университетские факультеты искусства и арт-дилерам циркуляр, призывающий к бдительности и готовности информировать правительство обо всех случаях обнаружения ценностей с сомнительной родословной.

Во многом благодаря госдепу было заведено 66 дел на 1600 таких предметов искусства, 51 дело было завершено (на 1300 предметов) до сентября 1954 года. Но это отнюдь не знак готовности что-то вернуть. Просто инвентаризация.




Показательно, что случаев репатриации из Америки трофейных раритетов считанные единицы. И это при том, что американские коллекционеры еще в годы войны активнее всех скупали предметы искусства, конфискованные нацистами.

А после ее окончания на территории оккупированной Германии американцы, по некоторым данным, контролировали до 80 процентов от всех музейных и частных коллекций.

Художественные ценности, принадлежавшие ограбленным нацистами евреям, - особая статья. Шансов вернуть их из США тоже немного, но достойная компенсация наследникам прежних владельцев гарантирована.




Все началось в середине 90-х годов, когда начал разгораться скандал вокруг услуг, которые швейцарские банкиры оказывали властям нацистской Германии. Помимо прочего тогда выяснилось, что при посредничестве швейцарцев из самой Германии и оккупированных ею стран вывозились ценности, включая шедевры искусства, конфискованные нацистами главным образом у богатых еврейских семей. Большая часть таких раритетов приобреталась заказчиками из Соединенных Штатов.

Более того, оказалось, что многие из произведений с "нацистским прошлым" висят в прославленных американских музеях. Огласку получила история с обнаруженной в музее Сиэтла картиной Анри Матисса "Одалиска" из собрания парижского антиквара Пауля Розенберга. Полотно было конфисковано нацистами, ее новым владельцем стал Герман Геринг. Вскоре рейхсмаршал, предпочитавший старых мастеров, обменял "Одалиску" на картину XVI века. После войны "Одалиска" попала в коллекцию миллионера из Сиэтла Претиса Броделя, который подарил ее родному городу.


Попытки же наследников жертв нацизма вернуть предметы искусства, оказавшиеся в американских музеях и частных коллекциях, как правило, заканчиваются ничем.

Американские суды, отказывая в удовлетворении подобных исков, как правило, ссылаются на уже упомянутый срок давности.
Горе побеждённым! А победителей не судят.

Группа ВК "Зеркало истории"


Tags: ВОВ, Искусство, США
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments