fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Советский актёр Алексей Смирнов

Оригинал взят у mikhaelkatz в Советский актёр Алексей Смирнов

Вот таких актёров память народная сохранит навсегда. И сколько бы нам ни талдычили о том, что хороший человек – не профессия, суть в его внутреннем  стержне. А вот одного профессионализма явно недостаточно, чтобы вообще быть человеком. Именно – быть, а не казаться. Про Алексея Макаровича не хочется говорить в прошедшем времени. Он остался с теми, кому служил на фронте и в профессии - людям, своему народу.



28 февраля 1920 года в городе Данилове Ярославской области родился Алексей Макарович Смирнов - советский актёр, Заслуженный артист РСФСР. В 1940 году он окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии.
На счету актера - более шестидесяти фильмов. Ни в одном из них он не сыграл главной роли.

Нам больше всего запомнился по комедийным ролям. Один его «Верзила» из «Операции Ы…» чего стоил. Был большим другом Леонида Быкова и снялся в некоторых его кинокартинах на военную тему, таких как "Разведчики" или "В бой идут одни "старики"...

     


А между тем Алексей Макарович сам прошёл всю Великую Отечественную войну. Сам неоднократно ходил в тыл врага. Кавалер двух орденов Славы, кавалер Ордена Красной Звезды, был награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».


Центральный архив Министерства обороны хранит в своих недрах красную папочку с личным делом красноармейца Алексея Макаровича Смирнова. Он командовал огневым взводом в 169-м минометном полку. Прошел путь от рядового до лейтенанта. Два ордена Славы — 2-й и 3-й степеней, орден Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги»... А еще будущий киноактер принес с войны тяжелую контузию, «заработанную» в кровопролитных боях за одерский плацдарм.

Наградной лист к приказу по третьей артиллерийской дивизии от 15 сентября 1944 года кратко «сопровождает» первый орден Славы Алексея Макаровича:


«20 июня 1944 года в районе высоты 283 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Товарищ Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой, отбил нападение гитлеровцев. На поле боя осталось 17 немцев, сам лично взял в плен 7 гитлеровцев...»

Можно только представить тот бой. Четырехорудийная минометная батарея вряд ли насчитывала больше полутора десятков бойцов. Да и в контратаки ходить — не артиллерийский хлеб. А уж как в рукопашном бою можно в одиночку «повязать» сразу семерых — вряд ли объяснят нынешние мастера восточных единоборств.

Вторую «Славу» он получил за бой близ деревни Посташевице. Минометчиков, видимо, пехота не прикрывала, да и какое прикрытие в наступлении? Вновь была немецкая атака, рукопашный и — скупые строки в наградном листе:


«Товарищ Смирнов с тремя бойцами бросился на немцев и лично из автомата убил трех гитлеровцев и двух взял в плен. 22 января 1945 года, несмотря на интенсивный ружейно-пулеметный и артиллерийско-минометной обстрел, с расчетом переправил на себе миномет на левый берег реки Одер, в этом бою было уничтожено две пулеметные точки и двадцать гитлеровцев».

На себе зимой перетащить вплавь 120-миллиметровый ствол с чугунной плитой и минами — это как? Одер, между прочим, не самая узкая речушка.


Наградной лист к приказу по третьей артиллерийской дивизии от 15 сентября 1944 к ордену Славы 3-й степени:
«20 июня 1944 года в районе высоты 283 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Товарищ Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой, отбил нападение гитлеровцев. На поле боя осталось 17 немцев, сам лично взял в плен 7 гитлеровцев...»

Вот таким, оказывается, отчаянным бойцом был наш любимый артист Алексей Смирнов. Жаль, что узнали мы об этом совсем недавно — он о войне никогда не говорил.


Режиссер Леонид Быков познакомился со Смирновым задолго до съемок «В бой идут одни «старики» — еще на «Ленфильме», на пробах фильма «Зайчик». И пригласил артиста в свою картину в ту пору, когда Алексей Макарович переживал не лучшие времена.

- В кулуарах худсовета кривились: «Зачем нужен такой тип?» — вспоминает редактор фильма «В бой идут одни «старики» киевский кинокритик Эмилия Косничук. — Поговаривали, что Смирнов крепко попивает, снимается мало, зачем нужны дополнительные сложности... Но Леня никого, кроме Смирнова, в роли механика не видел. И какой блестящий возник альянс! Как импровизировали на ходу! Помните — механик крестит улетающий на боевое задание самолет? Этого в сценарии не было, но пришло из правды войны.



На студии подтрунивали: Смирнов смотрит на Быкова с обожанием, будто мать на новорожденного.
- Или как тургеневская девушка, — улыбается Косничук. — Впрочем, иного отношения к Быкову не испытывал никто. «В бой идут одни «старики» — больше, чем просто фильм. В нем раньше находили и до сих пор находят непостижимые переплетения киношных и реальных судеб.



Историю о том, как умер Алексей Смирнов, Эмилия Косничук слышала от коллеги, снимавшегося в массовке. Когда Быков разбился в машине под Киевом, Смирнов лежал в больнице в тяжелом состоянии, и окружающие не рискнули сообщить ему горькую весть. В день выписки Алексей Макарович, широкая натура, решил поблагодарить врачей. И первый тост предложил за своего лучшего друга и великого режиссера Леонида Быкова. Мол, без Леонида и жить не стоило бы! Кто-то в растерянности обронил: «Разве вы не знаете — Быков погиб...» Смирнов замолчал, вышел из-за стола, вернулся в свою палату, лег на койку и скончался.



- Не стану утверждать, что этот рассказ — стопроцентная правда, — говорит Косничук. — Хотя помню Алексея Макаровича как очень искреннего человека и думаю: такой удар мог остановить его сердце...

Группа ВК "Зеркало истории"


Tags: Искусство, Кино, СССР, Смирнов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments