fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Книга или компьютер?

Тема этой заметки навеяна сетованиями родителей на то, что их дети не любят читать. Прежде, чем высказать свои соображения на этот счёт, опираясь на свой житейский и профессиональный опыт, оговорюсь, что само построение суждения неверно в корне.

Это не дети такие нам достались (вот не любят читать, да и всё тут). Это мы, взрослые, не сумели привить детям интерес и любовь к чтению книг.




Таким образом, это – следствие упущенных нами в своё время возможностей. Вот об этих возможностях и стоит поговорить с теми родителями, которые не хотят эти возможности упустить.
И танцевать будем от печки: развивалки.

Материнская поэзия - произведения, предназначенные для самых маленьких детей.

Это колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни для самых маленьких. Дитя является центром всей «материнской поэзии». Ребёнка любят, ласкают, лелеют, оберегают, заботятся о нём.  Мир,  в котором он живёт, описывается светлыми, добрыми красками. Мир этот гармоничен, прекрасен, в нём живут и побеждают добро, любовь, согласие.

1. «Колыбельная песня – своего рода прелюдия в музыкальной симфонии детства. Пением песен приучают ухо младенца различать тональность слов, интонационный строй родной речи».
Наряду с потешками, пестушками, прибаутками, сказками для самых маленьких они относятся к материнской поэзии или поэзии пестования.

Главное назначение этих песен - влиять на психологическое состояние, поведение и настрой ребенка в  момент его засыпания. Размеренный, небыстрый мотив, в ритме покачивающейся люльки, текст, построенный на образах, знакомых ребёнку, успокаивают его, действуют на него усыпляюще. Нередко приходится наблюдать, что грудные дети прекрасно узнают мотив колыбельной, для них эта мелодия является сигналом ко сну. Колыбельные песни исполняются детям уже в первые дни появления их на свет.
Эти произведения - первая для них музыкальная и поэтическая информация.




А так как слышат груднички песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее цепко схватывает и запоминает интонационные обороты, мотив, слова, звучащие в песнях. Поэтому пение их ребёнку имеет большое значение в его эстетическом и музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики. У каждой матери мотив колыбельной на слуху, достаточно выбрать из книжки понравившийся текст.


2. Потешки - это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребёнком.  Как известно, малая активность младенца приводит к снижению жизнеспособности и деформациям развития. Для ребёнка важно удовлетворение моторной потребности, овладение собственным телом и пространством, развитие реакции, накопление слухового, зрительного и информативного опыта.

Удовлетворение этих потребностей ребёнок и получает с помощью играющего с ним взрослого. Ребёнка берут на руки, перемещаются с ним в пространстве, качают его, выполняют разные движения его ручками, ножками, головкой; в процессе таких игр у него и формируется внимание, воображение, произвольное управление своим телом, тренируются мышцы.

В потешках проявляется опыт традиционной народной практики телесного и психического воздействия на ребёнка. Так, например, при исполнении потешки "Сорока" водят круговыми движениями пальцев по ладошке ребенка, такое щекотание воздействует на периферийные нервные окончания, что благоприятно для развития его слуха и речи.




Лёгкие поглаживания животика, спинки, пяточек в потешке "Ласочка" - один из старых способов гипнотического воздействия, вероятным результатом которого является психическая и физическая релаксация. 

Разминание ножек, движения ручек, головки, приседания, наклоны во многих потешках усиливают кровоток в мышечных тканях и способствуют быстрому восстановлению затраченной в играх энергии.

Несильное постукивание по тельцу малыша, хлопки в ладоши, удары локотками в потешке "Ладушки" тонизируют обмен веществ, развивает мелкую моторику и слуховое восприятие малыша.




При этом маленькие дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем сами повторяют их.

Ценность потешек состоит ещё и в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками, что является новым этапом в их творческом развитии.

Сборник потешек

Продолжение следует
Tags: 1 часть, Дети, Раннее развитие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments