Симфония № 4 фа минор, соч. 36 (1877)
«Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ».
Государственный академический симфонический оркестр СССР,
дирижёр - Евгений Светланов.
История создания
Четвёртая симфония составила целую эпоху в творчестве П. И. Чайковского, она стала на его пути тем произведением, в котором совершенно воплотились его эстетические принципы и новаторские искания в области симфонической музыки.
Композитор работал над симфонией в течение нескольких месяцев 1877 года. Это был крайне тяжёлый период в его жизни. Его драматичность была следствием неудачного брака композитора, в результате которого, после нескольких недель супружеской жизни, Чайковский один уехал в Петербург. Он не знал, как жить дальше и что делать.
И тут неожиданно пришла помощь, позволившая ему бросить преподавание, которое он не любил:
Министерство двора выделило ему ежегодную пенсию в три тысячи рублей. В это же время произошло его заочное знакомство с известной меценаткой, страстной почитательницей творчества композитора Надеждой Филаретовной фон Мекк. Композитор и его покровительница никогда не встречались лично (это было их обоюдное согласие, вернее, даже условие). Сохранилась их огромная переписка, продолжавшаяся много лет.
Эта переписка, в которой Н. фон Мекк предстает чрезвычайно яркой, незаурядной личностью, касается едва ли не всех произведений Чайковского, над которыми он впоследствии работал, и Четвёртой симфонии, в частности. Из неё мы знаем программу симфонии. Чайковский изложил её через год после создания симфонии. Основная мысль композитора:
«Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ».
В борьбе человека против грозных фатальных сил, препятствующих его счастью, выходом может стать отречение от личного, участие в жизни народа. Позже Чайковский писал тому же адресату:
«Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда писалась эта симфония, и она служит верным отголоском того, что тогда испытывал».
И тут неожиданно пришла помощь, позволившая ему бросить преподавание, которое он не любил:
Министерство двора выделило ему ежегодную пенсию в три тысячи рублей. В это же время произошло его заочное знакомство с известной меценаткой, страстной почитательницей творчества композитора Надеждой Филаретовной фон Мекк. Композитор и его покровительница никогда не встречались лично (это было их обоюдное согласие, вернее, даже условие). Сохранилась их огромная переписка, продолжавшаяся много лет.
Эта переписка, в которой Н. фон Мекк предстает чрезвычайно яркой, незаурядной личностью, касается едва ли не всех произведений Чайковского, над которыми он впоследствии работал, и Четвёртой симфонии, в частности. Из неё мы знаем программу симфонии. Чайковский изложил её через год после создания симфонии. Основная мысль композитора:
«Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ».
В борьбе человека против грозных фатальных сил, препятствующих его счастью, выходом может стать отречение от личного, участие в жизни народа. Позже Чайковский писал тому же адресату:
«Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда писалась эта симфония, и она служит верным отголоском того, что тогда испытывал».
1877-1879
Это было время глубокого общественного кризиса: Русско-турецкая война. Об этом картина Верещагина «Побеждённые. Панихида по убитым» (1878), создававшаяся почти одновременно с Четвёртой симфонией.
Источник