fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Революционная опера «Тихий Дон» вернулась в театр

Оригинал взят у dialexika в Революционная опера «Тихий Дон» вернулась в театр

Мариинский театр возрождает классику советской оперы под руководством худрука Академии оперных певцов «Мариинки» Ларисы Гергиевой. «Тихий дон» Ивана Дзержинского считается одной из первых выдающихся опер в истории СССР, премьера которой состоялась в Ленинграде в 1935 году и которую лично посетил Иосиф Виссарионович Сталин.


tihij-don-opera.jpg


Примечательно, что молодого 26-летнего Дзержинского отрекомендовал Дмитрий Шостакович для показа в Малом театре. Он почти одновременно с ним представлял свою оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Сталин посетил обе, и если «Тихий Дон» был встречен позитивно и впоследствии отмечен Сталинской премией, то оперу Шостаковича забраковал в разгромной критической статье в газете «Правда».

Дзержинский создаёт свою оперу раньше, чем Михаил Шолохов завершает своё произведение, и как позже оказалась с иной концовкой, в которой казак Григорий Мелехов из богатой семьи по окончанию Гражданской войны остаётся на стороне большевиков, тогда как в сюжете писателя он возвращается в свою семью. Этот и другие факты несоответствии беспокоили композитора и в своих воспоминаниях о Шолохове описывает эту свою первую с ним встречу.

– Вы не очень сердиты на меня и либреттиста за наши изменения в романе?
– А мне какое дело? – удивленно возразил Шолохов. И, немного подумав, продолжал, временами переходя на «ты»:
– Мой роман – это мой роман. А твоя опера – это твоя опера. Я, конечно, рад, что мой роман породил оперу. А насчет того, что вы там использовали и чего не использовали, – это меня не касается. Это твое хозяйство. Ты и в ответе за него перед народом…


Однако к концу обеда завязался спор по другим моментам оперы. В частности писатель посчитал неверным видоизменять музыкальный мотив казачьих донских песен, потому что, хотя вариант Дзержинского и был построен на интонациях русской народной песни, но на Дону эта музыка не будет понятна. Но несмотря на горячий спор, всё же опера была воспринята благоприятно и по-дружески.

В 1969 году вышла театральная постановка на эту оперу, по которой можно уловить хотя бы какие-то отголоски той версии. Стоит отметить прозорливость Ивана Дзержинского по теме своего музыкального спора с Шолоховым. Ему тем самым удалось совершить сплав национальной народной темы и духовно-русской хоровой составляющей, сделавшей оперу действительно общесоюзным достоянием.

В качестве иллюстрации, окончание оперы — боевая походная песня «От края и до края»



Tags: Музыка, Опера, Тихий Дон, Шолохов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments