«Чтение книг – та тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка». (В. А. Сухомлинский).
Педагогическая ответственность родителей заключается не только в том, чтобы привить малышу любовь к чтению (то есть подготовить его к восприятию и пониманию письменной печатной речи), но и в том, чтобы развивать его устную речь. В первом случае это станет хорошим инструментом освоения новых знаний, а
во втором - даст возможность свободно общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Первые звуки и слова маленького человечка очень забавны и вызывают улыбки взрослых.
Но никто не будет улыбаться, если услышит неразборчивую речь взрослого. Общение — это важный элемент нашей жизни. Умение правильно и грамотно выражать свои мысли, умение чётко формулировать ответы на поставленные вопросы, а также умение выговаривать все звуки — то, к чему нужно стремиться не только детям, но и взрослым.
Звуковая культура речи.
У малышей от полутора до трёх лет бурно развивается звуковая сторона речи: голосовой и артикуляционный аппараты, звукопроизношение, слуховое восприятие. Для того чтобы обеспечить хорошую, чёткую, правильную, интонационно выразительную речь, следует, начиная с раннего возраста, постоянно и систематически общаться с ребёнком.
Главная задача в это время – развивать слуховое восприятие, укреплять и развивать органы артикуляционного аппарата. Этому способствуют упражнения на звукоподражание.
В них отрабатываются определённые группы звуков:
- гласные (а, у, и, о);
- губно-губные (п, б, м);
- заднеязычные (к, г, ж);
- губно-зубные (в, ф);
- переднеязычные (т, д, н).
После двух лет постепенно даются и более сложные по артикуляции переднеязычные звуки:
- свистящие (с, з, ц);
- шипящие (ш, ж, ч, щ);
- сонорные: (л, р).
Но это не значит, что надо обязательно добиваться их правильного произношения у детей 3 лет. Правильное произношение всех звуков речи вырабатывается постепенно (к 5—6 годам), благодаря систематическим занятиям.
Включение звукоподражаний в различные формы работы не только способствует уточнению и закреплению правильного произношения звуков в различных их сочетаниях, но и помогает выработке хорошей дикции, т. е. ясного и чёткого произнесения звуков и слов.
Неоднократное слитное произнесение одних и тех же звукоподражаний способствует развитию речевого дыхания. Произнесение их с различной громкостью развивает голосовой аппарат.
Поскольку звукоподражания воспроизводятся малышом многократно, - они становятся для него образцом и служат хорошим материалом для выработки акустических и артикуляционных навыков.
1. Занятия должны быть первоначально короткими (2-3 минуты).
2. Занятия должны нравиться ребёнку.
3. Лучше заниматься чаще, но понемногу.
Несколько упражнений для примера.
«Дудочка».
Предложите малышу поиграть на дудке на игрушечной или воображаемой. Покажите, как звучит инструмент : «ду ― ду». Он обязательно повторит это за вами
«Поехали на машинке»
Посадите ребёнка на свои колени лицом к себе. Заведите машину, изображая соответствующий звук. Можно дать импровизируемый руль. Поехали! Сигнальте: «би ― би»!
«Весёлый зоопарк».
Вот тут-то и пригодятся игрушечные животные. Соберите их и покажите, кто как говорит. Можно делать это и на примере книжных картинок. Изобразите звуками косолапого медведя, зайчика, лисичку, - а малыш будет с радостью повторять.
Артикуляционная гимнастика.
Суть её в тренировке мышц языка, губ, щёк. Выполнять упражнения надо медленно. Необходимые мышцы должны быть напряжены. У девочки на видео навык уже выработан: свободно выполняет упражнения.
Поделитесь с нами своим опытом, расскажите об успехах и сложностях воспитания вашего малыша.