fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Книга или компьютер? - 4.

1, 2, 3 части

«Чтение книг – та тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка». (В. А. Сухомлинский).


Педагогическая ответственность родителей заключается не только в том, чтобы привить малышу любовь к чтению (то есть подготовить его к восприятию и пониманию письменной печатной речи), но и в том, чтобы развивать его устную речь. В первом случае это станет хорошим инструментом освоения новых знаний, а
во втором - даст возможность свободно общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками.




Первые звуки и слова маленького человечка очень забавны и вызывают улыбки  взрослых.
Но никто не будет улыбаться, если услышит неразборчивую речь взрослого. Общение — это важный элемент нашей жизни. Умение правильно и грамотно выражать свои мысли, умение чётко формулировать ответы на поставленные вопросы, а также умение выговаривать все звуки — то, к чему нужно стремиться
не только детям, но и взрослым.

Звуковая культура речи.

У малышей от полутора до трёх лет бурно развивается звуковая сторона речи: голосовой и артикуляционный аппараты, звукопроизношение, слуховое восприятие. Для того чтобы обеспечить хорошую, чёткую, правильную, интонационно выразительную речь, следует, начиная с раннего возраста, постоянно и систематически общаться с ребёнком. 

Главная задача в это время – развивать слуховое восприятие, укреплять и развивать органы артикуляционного аппарата. Этому способствуют упражнения на звукоподражание.
В них отрабатываются определённые группы звуков:

- гласные (а, у, и, о);
- губно-губные (п, б, м);
- заднеязычные (к, г, ж);
- губно-зубные (в, ф);
- переднеязычные (т, д, н).

После двух лет постепенно даются и более сложные по артикуляции переднеязычные звуки:

- свистящие (с, з, ц);                               
- шипящие    (ш,  ж, ч, щ);                    
сонорные:  (л, р).      

Но это не значит, что надо обязательно добиваться их правильного произношения у детей 3 лет. Правильное произношение всех  звуков речи вырабатывается постепенно (к 5—6 годам), благодаря систематическим занятиям.

Включение звукоподражаний в различные формы работы не только способствует уточнению и закреплению правильного произношения звуков в различных их сочетаниях, но и помогает выработке хорошей дикции, т. е. ясного и чёткого произнесения звуков и слов.

Неоднократное слитное произнесение одних и тех же звукоподражаний способствует развитию речевого дыхания. Произнесение их с различной громкостью развивает голосовой аппарат.


Поскольку звукоподражания воспроизводятся малышом многократно, - они становятся для него образцом и служат хорошим материалом для выработки акустических и артикуляционных навыков.

1.      Занятия должны быть первоначально короткими (2-3 минуты).
2.      Занятия должны нравиться ребёнку.
3.      Лучше заниматься чаще, но понемногу.

Несколько упражнений для примера.

«Дудочка».

Предложите малышу поиграть на дудке на игрушечной или воображаемой.  Покажите, как звучит инструмент : «ду ― ду». Он обязательно повторит это за вами

«Поехали на машинке»

Посадите ребёнка на свои колени лицом к себе. Заведите машину, изображая соответствующий звук. Можно дать импровизируемый руль. Поехали! Сигнальте: «би ― би»!

«Весёлый зоопарк».

Вот тут-то и пригодятся игрушечные животные. Соберите их и покажите, кто как говорит. Можно делать это и на примере книжных картинок. Изобразите звуками косолапого медведя, зайчика, лисичку, - а малыш будет с радостью повторять.

Артикуляционная гимнастика.

Суть её в тренировке мышц языка, губ, щёк. Выполнять упражнения надо медленно. Необходимые мышцы должны быть напряжены. У девочки на видео навык уже выработан: свободно выполняет упражнения.



Видео: Юлия Игоревна Мокрова - логопед, специальный психолог.

Поделитесь с нами своим опытом, расскажите об успехах и сложностях воспитания вашего малыша.

Tags: 4 часть, Дети, ЗКР, Образование, Чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments