fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Книга или компьютер? – 5.

                                                        Содержание чтения.

На примерах простых доступных рассказов, стихов, сказок дети постепенно учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, оценивать поступки действующих лиц, отличать главное от второстепенного, делить текст на части. Систематическое чтение развивает образное мышление, воспитывает эстетическое чувство, любовь к русскому языку, к художественной литературе, интерес к доступным книгам и их самостоятельному чтению.



Книги должны находиться на уровне глаз детей.

Малыш с самого рождения бурно осваивает окружающий мир. Чтение и является важнейшим средством познания, ознакомления с этим миром. Если мы полистаем советскую школьную программу по чтению и развитию речи, то получим представление о том, как воспитывали советских граждан в школе.

Так содержание чтения призвано было обеспечить «идейно- политическое и нравственно-эстетическое воспитание детей». Сформировать у них знание об окружающем мире «преимущественно в виде образных представлений о Родине, о её природе, о советских людях, о выполнении ими своего гражданского долга, их самоотверженном труде на благо Родины, о передовых тружениках страны, своего города, района».

Всё это должно способствовать воспитанию детей «в духе коллективизма, любви к своей Родине, дружбы трудящихся всех стран». Чтение помогает детям осознать свои обязанности в семье и в коллективе, определить правильное отношение к товарищам, найти полезное применение своим силам.




«Чтение обогащает, уточняет и активизирует словарь, развивает умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, расширяет читательский кругозор, формирует базу для самостоятельного использования книги как средства получения недостающих знаний и нравственно-социального опыта».

Какой из этого следует сделать вывод? Даже два:

1. Чтение – важный инструмент при формировании представлений об окружающем мире у маленького человека.
2. Чтение способствует всестороннему развитию ребёнка.

На этом этапе педагогическая ответственность родителей заключается в правильном выборе детских книг. В нашем распоряжении весь классический Золотой фонд детской литературы. Но об этом поговорим подробно отдельно. А здесь обратим внимание на оформление.




Шрифт должен быть крупным. О многом расскажет иллюстрация на обложке: она должна быть привлекательной (как и все иллюстрации) по исполнению и понятной: о чём книга?  Аляповатые, безвкусные, непонятные детям графические изображения оттолкнут, не вызовут интереса. Так случилось однажды у меня с замечательной сказкой Джанни Родари «Приключения Чиполлино». Дочери не понравился синьор Помидор на обложке книги и она наотрез отказалась слушать. До сих пор помнит то неприятное впечатление. Когда нашла другую книжку с Чиполлино на обложке: слушала с удовольствием.




Мало того – много рисовала персонажей, в том числе и пресловутого Помидора, охотно занималась книжками – раскрасками, закрашивая контуры изображений, а в процессе  рассказывала для себя свой вариант эпизода. Очень забавно получалось.




В это время важно научить малыша обращению с книгами: правильно перелистывать страницы (за верхний уголок), не бросать где попало, а аккуратно ставить на полку. Рассказать, сколько труда вложено в неё людьми разных профессий.

Важно узнать всё о незнакомом авторе. Если нет информации – отказаться от приобретения кота в мешке. Для примера – современный писатель заявляет, что детям «совершенно неважно содержание» (?!!), поэтому он и не заморачивается на этот счёт. Нужны ли вашим детям опусы этого персонажа из журнала «Крокодил» - решать вам.  Это я к тому, что отбор для детского чтения должен быть строгим и постоянным.

Книга должна соответствовать возрасту малыша. Показатель этого соответствия - интерес маленького слушателя или его отсутствие: нужно  следить внимательно за его реакцией. Хорошо, когда он просит почитать ещё немного.

Продолжение следует.




 
Tags: 5 часть, Дети, Образование, Содержание, Чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments