fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Г. Р. Державин

Грозная лира

О росс! О род великодушный!
О твердокаменная грудь!
О исполин, царю послушный!
Когда и где ты досягнуть 
Не мог тебя достойной  славы?

Полная противоречий эпоха 18 столетия, как в зеркале, отразилась в своеобразном, резко очерченном характере, в жизни и творчестве замечательнейшего русского поэта Гаврилы Романовича Державина ( 1743 - 1816).

 Выходец из мелкопоместных казанских дворян, рано потерявший отца, вместо окончания гимназии призванный на военную службу, Державин прошёл трудную, полную лишений и тяжких испытаний школу жизни.



"В сей-то академии нужд и терпения научился я и образовал себя", - говорил он позднее.


Первые стихотворные опыты Державина относятся ещё к тому времени, когда он, не в пример дворянским сынкам из состоятельных семей, служил простым солдатом в Преображенском полку в Петербурге. Но особенно думать о поэзии не очень-то приходилось. Вместе с полком участвовал он в дворцовом перевороте, поставившем на престол Екатерину II.
После многих лет службы, получив, наконец, офицерский чин, Державин  принял участие в подавлении пугачёвского восстания. Решительный и смелый, всегда прямой, независимый в суждениях, с сильно развитым чувством собственного достоинства, Державин неизменно вызывал резкое неудовольствие со стороны своих начальников.
 Главнокомандующий граф Пётр Панин даже грозил повесить его вместе с Пугачёвым; его обошли наградами, было признано, что он
"недостоин продолжать военную службу".
 Пробыв несколько лет на гражданской службе под начальством одного из знатных вельмож того времени, грубого невежды князя Вяземского, бешено возненавидевшего своего умного и самостоятельного подчинённого, Державин вынужден был уйти в отставку.
 В эти нелёгкие для Державина годы достигло замечательного расцвета его литературное дарование. Стихи его, хотя и без имени автора, появляются в журналах и обращают на себя внимание читателей. К этому времени относится создание одного из самых замечательных по силе мысли и энергии поэтического выражения произведений Державина – оды «На смерть князя Мещерского». Но слава пришла к поэту лишь в 1783 году, после появления его знаменитой, обращённой к Екатерине оды «Фелица» (от латинского слова, означающего счастье).

В пору создания «Фелицы» Державин знал Екатерину лишь «по слуху» и искренне верил, что она на самом деле является той, за кого стремилась себя выдать – просвещённой "матерью отечества", неутомимо трудящейся на благо своих подданных, свято соблюдающей законы.
 Именно так Екатерина изображена в «Фелице».Но произведение Державина наряду с прославлением царицы резко обличает окружающих её надменных, корыстных и ленивых вельмож.
 Как и все писатели того времени Державин примыкал к классицизму. Однако могучему таланту поэта, стремившегося дать широкую картину действительности, было тесно в рамках классицизма.  Он соединяет в своей оде  «Фелица»  два стихотворных вида, резко отделявшихся друг от друга,   и создаёт небывалое  до того произведение – оду-сатиру.
 Вместе с этим в «Фелице» вместо отвлечённо-условного и одического «певца» возникает живая личность автора, наделённая конкретными автобиографическими чертами. Всё это является подлинным литературным переворотом. Под пером Державина «высокая» одическая поэзия приближалась к жизни, делалась проще, человечнее. 

Екатерина, польщённая одой Державина, вернула его на службу. Энергично поднимаясь по ступеням служебной лестницы, он достиг высших государственных должностей – сенатора, государственного казначея, министра юстиции. По своим политическим взглядам Державин был противником самодержавно-крепостнического строя.  Но не желая ломать существовавшего государственного здания, он добросовестно и необычайно настойчиво стремился "очистить его от накопившегося "сора" - произвола, насилия, беззакония сильных мира сего. Поэтому служебная деятельность поэта наряду со взлётами изобиловала и стремительными падениями.   Он был отстранён от поста губернатора и предан суду.

Императрица назначила было Державина своим личным секретарём, но вскоре поспешила отделаться от него, жалуясь приближённым, что он "грубит ей при докладах".


Павел I подверг его опале, а Александр I в 1803 году окончательно отстранил его от государственных дел.  Смело выступал Державин против злоупотребления и беззакония и в своих стихах.
"Долг поэта миру правду вещать", - заявлял он.

Убедившись в результате личного общения с Екатериной, что созданный им образ царицы резко расходится с действительностью, поэт отказался писать ей хвалебные стихи. Одновременно он усилил нападки на её ближайшее окружение.
Пушкин имел все основания назвать его "бичом вельмож". В замечательной сатирической оде "Вельможа" с небывалой до того в русской литературе силой художественной выразительности поэт громит "гордящуюся" только "гербами предков", "позлащённую грязь". В лицо всесильным екатерининским фаворитам он бросает негодующе-презрительные строки:

Осёл останется ослом,
Хотя осыпь его звездами,
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.

Предельной резкости "грозная лира" (слова Пушкина) достигает в стихотворении "Властителям и судиям", в конце которого поэт призывает громы небесные разразиться над головами  "земных богов" - не только князей  и вельмож, но и самих царей.
В своих обличительных стихах Державин является одним из родоначальников гражданской поэзии – непосредственным предшественником Радищева, Пушкина, поэтов-декабристов.
 Вместе с тем в стихах Державина нашла отражение героика его времени, блестящие победы русского оружия.


В человеке он больше всего ценил величие гражданского и патриотического подвига. В своих победных одах "На взятие Измаила", "На победы в Италии", "На переход Альпийских гор" и других Державин прославляет не только выдающихся русских полководцев – Румянцева и особенно Суворова, но и простых русских солдат – "в свете первых бойцов".

"По духу ты непобедимый,
По сердцу прост, по чувству добр,
Ты в счастье тих, в несчастье бодр…" -

пишет он обо всём "добльственном" русском народе в одном из поздних своих стихотворений, посвящённом Отечественной войне 1812 года.
Во всём этом Державин продолжает и развивает поэзию Ломоносова. Но в отличие от него  "певец величия", как назвал его Гоголь,  Державин неоднократно спускался с героических высот.
Первым из поэтов-одописцев  он живо воссоздаёт частную жизнь и быт своей эпохи, даёт красочные описания природы ("Приглашение к обеду", "Евгению. Жизнь Званская" и др.).

 Творчество Державина поражает смелостью образов, исключительной яркостью красок, громкой силой звучания и порой небывалой до того в русской поэзии плавностью стиха.
 Всё это свидетельствует о его огромном поэтическом даровании. Однако общественно-исторические условия того времени и недостаточная ещё разработанность художественной формы, в частности стихотворного языка, не дали дарованию Державина возможности развернуться во всю мощь.  Даже в лучших его созданиях, таких, как прославленная ода «Водопад», наряду с местами, поражающими своей силой и красотой, много лишнего, ненужного, вялого, искусственного, риторического. И всё же несмотря на относительные изъяны и недочёты, поэзия Державина – наиболее яркий и впечатляющий и вместе с тем живой, красноречивый памятник  одного из важных периодов истории нашей Родины.


Tags: Державин, Литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments