fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Детская литература. А. П. Гайдар (4 часть)

1, 2, 3 части
Сила великой правды

К пониманию этого «самого важного» ведёт Гайдар маленького читателя каждой своей строкой.

Всё у него – и речь героев, и авторские отступления, и пейзаж – подчинено  мыслям о величии Советской страны, о её могучей силе, всё зовёт оберегать её счастье, отвоёванное в жестокой борьбе.

Именно об этом самом важном говорит Гайдар и в своей  книге «Тимур и его команда», написанной в 1940 году (тогда же был написан и сценарий для одноимённого фильма).

У этой книги необыкновенная, ещё невиданная в истории литературы судьба. Она не стоит особняком в творчестве Гайдара. Наоборот, в этом произведении с наибольшей отчётливостью и силой отлилось в образе мальчика-рыцаря Тимура всё, что издавна наполняло творчество Гайдара:
восхищённое внимание к тем, кто защищает нашу страну с оружием в руках, прекрасное мальчишеское великодушие, проявляемое не на словах, а на деле.

Герой книги пионер Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со своими сверстниками окружил тайной заботой тех, кого должны были оставить отцы и братья, ушедшие в армию.

Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в своих побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного, обаятельный мальчуган Тимур стал образом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы советских ребят, как только они познакомились с новым произведением Гайдара.

Гайдар сумел окружить деятельность своего маленького героя таким ореолом увлекательной таинственности, нашёл для своего Тимура такие чудесные, живые черты, что разом отпала всякая опасность скучной, навязчивой нравоучительности. Гайдар написал своего Тимура до войны.

Некоторые говорили, что писатель «придумал» мальчика, подобного которому ещё нет в наших школах и пионерских лагерях.  Близорукие твердили: «Нет ещё у нас пока что мальчиков, которые бы затеяли игру лишь ради полезного дела, как не бывает на свете чудес».

«Чудес на свете всё больше и больше», - отвечал им Гайдар. – Надо лишь выйти навстречу им.
Гей, Тимур! Где ты? Отзовись, если я тебя угадал!
». И со всех концов страны послышались в ответ голоса мальчиков и девочек: «Это мы! Мы все на своих местах!».

Тысячи и тысячи советских школьников увидели в Тимуре самих себя. Да, каждый из них мог стать именно таким, как Тимур. Таким же честным, храбрым, полезным!.. Надо было только захотеть. И книга Гайдара сделалась не только любимейшей книгой детворы: она добилась судьбы, которую ещё не знала ни одна литературная книга. Слава Тимура вышла за пределы литературы. Стихийно, по ребячьему почину создалось широкое, повсеместное благородное движение, названное именем гайдаровского героя: движение тимуровцев.


Детский писатель указал ребятам простой и добрый путь, следуя которым маленькие патриоты смогли применить на деле  своё искреннее восхищённое тяготение к Советской Армии, нетерпеливый напор сердец, переполненных горячей любовью к людям, защитникам Родины.

Удача Гайдара, его огромная заслуга и полная победа гайдаровского стиля в том и заключались, что писатель почувствовал, предугадал и рассмотрел образ своего Тимура, зарождавшийся в тысячах малых, но славных дел, творимых нашими школьниками и пионерами.

Писатель сумел  собрать лучшие чёрточки подрастающего поколения в одном законченном, освещённом огнём большой патриотической идеи, жизненно убедительном образе…

Вопреки устарелым поговоркам, заразительным и увлекающим стал не дурной пример хулигана и садового вора Мишки Квакина, а добрые дела Тимура. Традиционные проказы померкли перед скромным сиянием хороших дел, совершаемых ради защитников Родины.

«Почему во все века  ребята неизменно играли в разбойников? – спрашивал Гайдар и сам давал на это такой ответ:

- Ежели подумать хорошо, то ведь разбой всегда считался делом плохим и всегда наказывался. А между тем  ребята – чуткий народ, они зря играть не будут. Тут дело в  другом. Дело в том, что, играя в разбойников, ребята играли в свободу, выражая вечное к ней стремление человечества. Разбойники же в те прошедшие века были чаще всего выражением протеста несвободного общества. Советские же дети живут в иных условиях, в иное время, не похожее ни на какие другие времена, и поэтому игры у них другие. Они не будут играть в разбойников, которые сражаются с королевскими стрелками. Они будут играть в такую игру, которая поможет советским солдатам сражаться с разбойниками».

И предсказания писателя полностью оправдались. По слову Гайдара произошло одно из замечательнейших чудес, которые когда-либо знала мировая литература. Вместо одного Тимура, казавшегося кое-кому присочинённым, надуманным, на призыв писателя, облечённый в форму увлекательной детской повести, откликнулись делом миллионы тимуровцев, немедленно начавших действовать по образцу и подобию гайдаровского Тимура.

Такова сила большой правды, которую Гайдар умел раньше других подмечать  в любом уголке нашей жизни. И если припасть чутким ухом  к певучей строке Гайдара, услышишь, что гудит она изнутри, как рельс, по которому далеко-далеко катит, приближаясь, «броневая громада» этой светлой, всепобеждающей социалистической правды.


Х/ф "Тимур и его команда" (1940 год)



Продолжение следует.

Tags: 4 часть, Гайдар, Детская литература, фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments