fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Categories:

Детская литература. А. П. Гайдар (6).

Основоположники метода социалистического реализма.

Гайдар умел говорить с ребятами весело: лукавый, ласковый юмор согревает все его книги, все рассказы его. И это также помогало писателю открыто, с большой задушевной прямотой говорить с детьми о плохом и хорошем, давать вещам и явлениям ясные оценки. В то же время там, где нужно, Гайдар ограничивался простыми, точными фразами, сказанными в упор, просто, со страстным, почти торжественным убеждением в своей правоте и неопровержимости.



Вспомните одну из фраз в «Чуке и Геке»: «А жили они с матерью в далёком огромном городе, лучше которого и нет на свете… И, конечно, этот город назывался Москва».
Просто, убеждённо, гордо и непреложно.













Так же, как у Маяковского:
«Начинается земля, как известно, от Кремля».

Помнится, что это поэтический образ пугал некоторых блюстителей географических тонкостей: как, мол, так – земля же шар!..  Но для поэта, как и для его маленьких читателей, не требовалось доказательств  для того, чтобы утверждать высокую неколебимую истину: для нас центр земли – это Кремль!
Также не было сомнения у Гайдара и его читателей: конечно, огромный город, лучше которого нет на свете, - это Москва.

Не случайно приведены для сличения здесь строки Маяковского. Пытаясь постичь секрет чудодейственной поэтики Гайдара, решившего важнейшую воспитательную задачу, которая казалась многим до него нерешимой, всегда видишь перед собой грандиозный по своей силе, правоте и удаче пример Маяковского.

Величайший поэт нашей советской эпохи и лучший детский писатель её – Маяковский и Гайдар – дали очень много для утверждения новых основ детской литературы.  Люди эти были разновеликими по своему значению для мировой литературы. Но оба были страстными революционными романтиками в самом высоком смысле этого определения. Оба умели говорить с детьми о самом главном: о том, что составляет основы коммунистического воспитания. И при этом говорили они с детьми поэтично, серьёзно, без умилительных скидок и трусливых умолчаний: они видели в маленьком читателе прежде всего человека завтрашнего дня, который будет уже днём коммунистической эры.

Внешне поэтика Гайдара как будто совсем не похожа на поэтический строй Маяковского: различны стиль, словарь, приёмы работы. Но если внимательно вчитаться, замечаешь несомненную принципиальную общность, некое внутреннее родство в тех прямодушных и сурово-ласковых интонациях, которые звучат в обращении к маленькому читателю у этих двух таких не похожих друг на друга писателей.


Иллюстрации художника А. Пахомова.

Маяковский умел прямо и смело ставить перед детьми вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?».
И от этого стихи его не становились сухими, назидательными прописями, не обескровливались до состояния худосочных «моралите». Стихи, написанные по прямому педагогическому заданию, как будто и не скрывающие своей воспитательной цели, полны настоящего романтического пафоса.

Каким образом достигается это? Добро и зло, плохое и хорошее в своей сущности раскрыты Маяковским  перед ребятами не как скучные правила благопристойности, а как человеческие качества, за которые станет  отвечать  будущий гражданин:


От вороны карапуз убежал, заохав.

Мальчик этот просто трус. Это очень плохо.
Этот, хоть и сам с вершок, спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, хорошо, в жизни пригодится


Поэт иногда сводит в одном образе ясное для детей понятие физической мощи человека с силой его высокого духа, политического сознания: «Вот и вырастите истыми силачами-коммунистами».

Когда он говорит с ребятами на тему «кем быть» в жизни, он наполняет описание каждой профессии живым ощущением такой творческой радости, что все виды труда становятся необычайно заманчивыми, привлекательными.

И вы верите вместе с детьми доктору, описанному Маяковским: «Поставьте этот градусник подмышку, детишки! И ставят дети радостно градусник подмышки».


Это позволяет поэту с резкой прямотой говорить  малышам и о дурных сторонах жизни. И когда Маяковский описывает буржуйскую семью, он говорит так, как вряд ли до него могли сказать в детской книжке:
«Дрянь и Петя и родители: общий вид их отвратителен».

Каким же образом правила поведения, подчас прямое назидание стали предметом подлинной поэзии и зазвучали в романтически приподнятых тонах?

Дело тут в том, что всё это стало возможным лишь в советское время, когда жизнью стала править высокая социалистическая мораль, сама по себе глубоко реалистическая.

Будничная буржуазная уставная мораль всегда входила в противоречие с высокими свободолюбивыми помыслами молодёжи. Маяковский же и затем Гайдар заговорили с ребятами о новых правилах большой жизни. Это были не назойливые прописи житейской морали, не обывательский кодекс благоразумия, а пламенная революционная и поэтическая правда нового века.

От имени её и обращались к детям сначала Маяковский, а за ним и Гайдар. Впервые в истории человечества простые, элементарные правила личного поведения, прививаемого детям, полностью совпали с законами революционной дисциплины, с требованием общественной жизни – жизни советского человека, проникнутой революционной идеей и реальной мечтой о коммунизме, черты которого уже проступали в те дни. Таким образом, насущное, повседневное стало по существу романтическим.


Раньше многих понял это Гайдар,
«вперёдсмотрящий» советской литературы для детей.

Взволнованно, от всего сердца рассказывал он молодым читателям  о самом важном, о  самом главном в жизни советского народа.

Аркадию Гайдару был в большей степени  свойственен тот «практический идеализм»,
о наличии которого у материалистов говорил Энгельс, когда поборников материалистического учения упрекали в «узости и чрезмерной трезвости».

Гайдар умел, рассказывая о простых делах, увлекательно расширять масштабы их результатов.
За мелочами раскрывался пафос великой цели.

Это и сделало  Гайдара одним из основоположников метода социалистического реализма в детской литературе. Драгоценное умение видеть в сегодняшних делах черты завтрашнего дня и позволило Гайдару создать образ Тимура, который, как мы уже видели, служит блестящим подтверждением жизнетворного могущества социалистического реализма.

Tags: Гайдар, Детская литература, Социалистический реализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments