fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Category:

Литература. С.Я. Маршак. (1887 - 1964)


Содружество творчества, науки, поэзии и труда

Русский советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик. Автор стихов, сказок, пьес для детей. Переводчик произведений Р. Бернса, сонетов У. Шекспира, сказок разных народов.

Однажды на даче известного искусствоведа и общественного деятеля
Владимира Васильевича Стасова собрались гости. Стасов был человек общительный и разносторонне талантливый. Он всегда умел отыскать интересных людей.

На этот раз счастливо встретились художник Репин и писатель Горький, певец Шаляпин и композитор Глазунов. Четыре богатыря русского искусства!

 Неистощимый на выдумки хозяин решил принять гостей с особым почётом - и вот их встречают торжественные строки стихотворного величания в древнеславянском духе, взволнованно прочитанные совсем ещё юным, пока никому не известным поэтом.


Таково было первое публичное литературное выступление Самуила Яковлевича Маршака.

Ему исполнилось тогда всего 13 лет.  Стасов только что «открыл» его  и ввёл в круг художественной интеллигенции Петербурга.   Вскоре после знакомства с С.Я. Маршаком В.В. Стасов писал:

«Нынешним летом особенно моя Фортуна и Удача послала мне ещё другой кусочек драгоценной парчи на шапочку! И это — в лице маленького 14-летнего мальчуганчика, поднимающегося всего на 1,5 вершка от пола, но уже поражающего и меня и всех, кто его видит и слышит, своею раннею изумительной талантливостью».
«Да, этот мальчишка, если проживёт и не собьётся с рельса, будет что-то крупное!»

Родился Маршак в Воронеже в 1887 году. Его тяготение к литературному творчеству пробудилось рано, и было поддержано в семье и в гимназии. Маршак пишет о себе в своих воспоминаниях: «Сочинять стихи начал лет с четырёх. К одиннадцати годам  я написал уже несколько длиннейших поэм и перевёл оду Горация». Первые попытки творчества находили себе опору в замечательной черте юного Маршака – его ненасытной любознательности, склонности к занятиям древними и новыми языками.

 В дальнейшем это неразделимое содружество творчества, науки, поэзии и труда стало для Маршака определяющим. Встречи со Стасовым, постоянное тёплое участие Горького были важными моментами биографии Маршака. Стасов и Горький помогли ему жить и учиться, они заставили его по-настоящему поверить в свой талант и привлекли его внимание к фольклору, к поэзии Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

 Страстное желание учиться – учиться систематически, во что бы то и стало – сделало поэта настойчивым, помогло найти смелый выход, когда оказалось, что пути к высшему образованию в царской России для него закрыты. По совету друзей, в частности  Горького, он уезжает в Англию и кончает Лондонский университет. На родину он возвратился в 1914 году.

 В Англии расширяется круг представлений поэта о богатстве мировой литературы, подготавливается расцвет яркого дарования Маршака-переводчика. Неисчерпаемый юмор народной поэзии разных стран, богатство чувств и глубокую мудрость лирических сонетов гениального Шекспира, жизнелюбие труженика Роберта Бернса, ненавидевшего знатных тунеядцев, замечательные детские стихи о труде и людях труда итальянского поэта Джанни Родари – всё это открыл русскому читателю многолетний и неизменно успешный труд Маршака-переводчика.

 Талант поэта проявился очень разнообразно. Нравится читателям вдумчивая лирика Маршака и его драматические произведения для детского театра. Его хлёсткие сатирические стихи и подписи к плакатам приобрели особенное значение в годы Великой Отечественной войны.


Много сил и времени отдал Маршак созданию литературы для детей. Кто из детей не знал наизусть его стихов про смешного чудака, который «вместо валенок перчатки натянул себе на пятки» и надел сковороду «вместо шляпы на ходу»?  - Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!




Всем известна была и история с «Шалтаем-Болтаем» или с хлопотливой дамой, сдававшей в багаж «диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку».




Первое знакомство с книгой Маршака происходит задолго до того, как дети начинают интересоваться, кто её написал. Сначала малыши просто рассматривают картинки «Круглого года», листают красочные страницы «Разноцветной книги».

Потом заучивают наизусть стихи про «мельника, мальчика и осла»  или про «весёлую птицу-синицу,  которая ловко ворует пшеницу, которая в тёмном чулане хранится в доме, который построил Джек».
И постепенно становится привычным, что автор всех этих  задорных, шутливых и забавных книжек – Самуил Яковлевич Маршак.


Поэзия Маршака – весёлая поэзия. Недаром писатель так любит и так часто употребляет это хорошее слово – весёлый:  его азбука называется «Весёлое путешествие от А до Я».

У него есть стихи «Весёлый час», «Весёлое купание» и «Весёлые чижи».

Но самое ценное в стихах Маршака то, что как-то незаметно, неназойливо они приучают нас гордиться добрым сердцем человека, любить его умелые руки, восхищаться мощью его разума.

Вспомним хотя бы пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» или «Рассказ о неизвестном герое».


Вспомним единоборство человека с рекой:
«Человек сказал Днепру: - Я стеной тебя запру…
- Нет, - ответила вода, - ни за что и никогда!..».

Поэт умеет вызвать в читателе живой интерес ко всему окружающему и всегда готов рассказать: «Откуда стол пришёл», «Как печатали вашу книгу», «Где обедал воробей?» и даже  «Как свинья стала свиньёй».

Но когда Маршак пишет о лентяях, о трусишках и зазнайках – он начинает сердиться. И нет таким героям прохода от товарищей, которые высмеивают их стихами Маршака:

Нам учиться, лодырям, что-то лень.
На коньках катаемся целый день.

Мы не пишем грифелем на доске,
А коньками пишем мы на катке!

Отвечает лодырям серый кот:
- Мне, коту усатому, скоро год.

Много знал я лодырей вроде вас,
А с такими встретился в первый раз!


От лёгкой шутки, от смешного случая книги Маршака подводят читателей к вещам большим и серьёзным: разве нельзя назвать настоящим политическим стихотворением знаменитого «Мистера-Твистера» - о том, как советские люди проучили заокеанского миллионера.


 


Поэт умеет по-своему раскрыть  новые черты и великие перемены в нашей жизни.  Как! – удивлялись юные пионеры в стихотворении «Быль-небылица!» - неужели в этом семиэтажном доме до революции жил всего один человек? Им уже стали мало понятны слова «лакей», «камергер».

 Многое превратилось из были в небылицу, но о прошлом надо помнить, его надо знать. Знать затем, чтобы ещё больше любить свою прекрасную Родину, ещё лучше трудиться для её славы и счастья. Поэзия Маршака напоена воздухом советской страны, согрета её солнцем. Поэтому она так чиста и любима.
Маршак работал в литературе 60 лет, щедро отдавая людям свой труд и свой талант. Он был человеком высокой культуры, прекрасно знал и любил литературу, музыку, театр, живопись, особенно графику, всегда живо интересовался тем, что происходит в науке и технике. Он любил людей, которые были мастерами своего дела, любил труд и сам трудился всю жизнь, не жалея себя, и своим упорным трудом заслужил общественное признание и почётное место среди советских писателей.

В конце жизни человек обычно пишет завещание. Это — из «Лирических эпиграмм», которые Маршак назвал своим завещанием:

Дождись, поэт, душевного затишья,
Чтобы дыханье бури передать,
Чтобы легло одно четверостишье
В твою давно раскрытую тетрадь.

С.Я. Маршак умер 4 июля 1964 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

На мраморном надгробье работы скульптора Никогосяна он изображён таким, каким больше всего запомнился всем, знавшим его: с пером в руке, склонённый над книгой.


Читаем вместе с детьми.
Детская библиотека. Стихи и Сказки Маршака.

Источник

Tags: Литература, С. Я. Маршак
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments