fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Миссия учителя

Вернуть российскому учителю миссию- задача достойная,но...

"Профессия учителя - это не профессия в полном смысле этого слова. Это всё-

таки служение и - согласятся со мной или нет - это миссия. Ещё раз повторю,

сегодня - дети, завтра - народ. Будущее нашей страны. И от того, как живёт

учитель, что он думает, как он чувствует, как он творчески растёт, какие у него

социальные гарантии его труда, отдыха, здоровья, вот от этого очень многое

зависит"
, - заявила новый министр образования Ольга Васильева в интервью

программе Вести.


Можно порадоваться тому, что российский министр образования говорит о миссии учителя, проявляет заботу об условиях жизни учителей.

И, всё-таки, лично у меня возникает ощущение некоей несвоевременности.

 Дело не в том, что Ольга Васильева говорит что-то неправильное. Напротив, было бы гораздо
хуже, если бы она сказала не о миссии учителя, а о воспитании квалифицированного потребителя по примеру министра Фурсенко. Проблема не в словах министра, а в состоянии отечественного образования.

Россия на момент Перестройки имела одну из самых сильных систем образования в мире. Но за двадцать лет мы растратили этот потенциал. Речь идет не только о падении уровня образованности у выпускников, но и о гораздо более серьёзных проблемах. Одну из таких проблем озвучила руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра «Диагностика и развитие способностей»
Людмила Ясюкова в интервью МК:

— С конца 80-х годов вы занимаетесь мониторингом интеллектуальных способностей питерских школьников. Действительно происходит деградация?

Да. Идёт сильное снижение интеллекта основной массы детей, которые заканчивают школу. Плюс падение уровня образованности, культуры. Но связано это не с какими-то генетическими нарушениями, а с тем, что наша система образования год от года становится все хуже. Развитие ребёнка зависит от того, по каким учебным программам он учится. Если они ухудшаются, то происходит и снижение интеллекта. Высокий уровень образованности сохраняется только у учеников лучших гимназий, лицеев, где с ребятами занимаются по усиленным программам»
.

Российское общество глубоко травмировано реформами образования, которые продолжаются с 90-х годов прошлого века. Министр образования может говорить правильные слова о миссии учителя в травмированном обществе, но это почти то же самое, что говорить человеку на костылях о пользе ежедневной пробежки.

Миссия учителя не появляется сама собой. Она возникает лишь там, где профессия учителя востребована и уважаема. Миссия учителя неразрывно связана с обществом, с его традициями, ценностями, с пожеланиями и мечтами людей.

О миссии учителя много говорили в советское время. Эта миссия выстраивалась вокруг советских ценностей, мечты о создании нового благого и справедливого общества. Еще основатель советского государства В.И. Ленин писал в 1923 году: «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе».

Народный комиссар просвещения Луначарский в 1928 году сказал:
«…сознайтесь, что его [педагога] руками вы растите ту здоровую ветку, ради которой мы боремся, ради которой мы существуем, без которой нам не стоило бы жить и бороться. Это самое важное, что есть в нашей борьбе».
Подобное отношение к учителю сохранялось вплоть до конца 80-х годов.


Однако, уже в начале 90-х говорить о миссии учителя стало бессмысленно по двум причинам.
Во-первых, был нанесён серьёзный удар по советским идеалам. Взамен низвергнутого коммунизма, обществу было предложено «мещанское счастье» - больше иметь, больше потреблять. Но не может быть миссии учителя в обществе, которое служит мещанскому счастью. В атомизированном потребительском обществе учитель с высокой нравственной миссией попросту не востребован.


Во-вторых, всё связанное с высокой миссией учителя – воспитание достойного гражданина – всё это было вычищено из российского образования, невзирая на протесты родителей и учителей. С того времени все реформы образования происходили в отрыве от общества и его пожеланий. Результат такого подхода наглядно показывают результаты социологического опроса АКСИО-6, посвящённого вопросам образования.

Лишь 17,8% опрошенных считают, что нынешняя система образования в России способна решить стоящие перед нею задачи. При этом недовольство качеством образования высказывает не только старшее поколение, но и молодёжь.

Социологический опрос показал, что российское образование совершенно не соответствует заказу большинства граждан.
Много лет руками таких деятелей, как Фурсенко и Ливанов власть проводила в стране реформы школы, мало заботясь о мнении родителей или учителей. Сохранится ли подобное положение дел при новом министре? Поживём – увидим.

 Одно могу сказать совершенно точно: до тех пор, пока власть будет ломать школьную систему образования через колено, не учитывая пожеланий родителей и учителей, ни о какой миссии учителя говорить не приходится. Потому что образование должно быть внутренней потребностью общества, а не нагайкой в руках реформаторов, которой они лупят по обществу.

Подводя итог. Вернуть российскому учителю миссию - задача достойная, но она потребует от российской власти серьёзно изменить подход к школе и её реформированию: повернуться лицом к обществу, услышать пожелания родителей и учителей, вернуть в школу высокие нравственные, образовательные и культурные стандарты.


Оригинал взят у burevestn1k в Миссия учителя

Tags: Воспитание, Миссия, Образование, Реформы, Россия, Стандарты, Учитель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments